Да и как оно может дешеветь, констатирует глава «Желдорипотеки» Виталий Вотолевский (на снимке), если растут цены на электричество, металл, цемент, земельные участки, повышается зарплата строителей.

Другое дело, что жилье будем стараться строить относительно недорого, а продавать по ценам ниже рыночных, заверяет нас во время проведения «горячей линии» Виталий Вотолевский.

– Если опять же брать статистику, – поясняет Виталий Леонидович, – то в 2007 году, так же как и в 2006 году, цены на жилье, которое продавала «Желдорипотека», были процентов на 15 ниже, чем среднерыночные. А в отдельных городах разница была еще больше. Например, в 2006 году в Екатеринбурге мы продавали жилье железнодорожникам процентов на 30 – 35 дешевле, чем у других застройщиков.

Поэтому говорю: мы будем стараться строить эффективно, продавать не дороже. Но обещать, что цены не будут расти, учитывая ситуацию в стране, к сожалению, не могу.

– А если использовать новые, более дешевые технологии?

– Есть хорошие западные технологии, но они не всегда подходят нам по климатическим условиям. Да и подготовленного персонала с необходимой квалификацией зачастую не хватает. Сегодня колоссальное количество молодых людей хотят быть юристами, программистами, хотят сразу после окончания института быть руководителями и получать большие деньги. Но очень мало технарей, которые могут быть проектировщиками, строителями, специалистами технического надзора, конструкторами и т. д.

– Молодые специалисты, получившие высшее отраслевое образование, имеют право на льготу по ипотечному кредитованию. Но на магистрали, кроме железнодорожников, трудятся молодые психологи, педагоги, специалисты социальной или культурной сферы. Предполагается ли распространить ипотечную льготу и на них?

– На самом деле льготу на получение субсидированного ипотечного кредита имеют все работники, признанные молодыми специалистами ОАО «РЖД» и филиалов компании. Но в реальности, если молодой специалист работает в филиале компании (образовательном, медицинском и т. д.), возможность воспользоваться корпоративной поддержкой для него зависит от того, выделены данному филиалу соответствующие лимиты или нет.

Читайте также:  Премия за торги

Кстати, с этого года общая очередь разделена на две – для молодых специалистов и прочих нуждающихся в улучшении жилищных условий. Потому что всегда найдутся люди, которые работают на дороге долгие годы и много лет стоят в очереди. Если их ставить в одну очередь, то до молодых специалистов она дойдет нескоро. А компания нуждается в молодых специалистах, потому что это наш кадровый потенциал.

– Но вот «добро» получено, и человек приходит в «Желдорипотеку». Вы для них не просто посредники, а кто?

– У нас функции достаточно широкие. По ряду объектов мы являемся заказчиком-застройщиком, по ряду объектов – инвестором. В начале 2006 года было всего около 10 процентов объектов, по которым «Желдорипотека» выступала застройщиком. Примерно через год эта цифра достигла процентов 25, а сегодня приближается к сорока. Будучи заказчиком-застройщиком, мы сами выбираем подрядные организации, контролируем сроки и качество строительства.

С другой стороны, даже будучи инвестором, мы пытаемся (там, где удается) контролировать строительство, расчеты с подрядчиком, качество, темпы. А за счет того, что мы выступаем довольно крупным инвестором, приобретаем жилье дешевле. И соответственно, это отражается на его стоимости для железнодорожников.

В любом случае, у нас, железнодорожник застрахован от всевозможных рисков. Ему не надо бояться, что завтра кто-то придет и скажет, что его квартира подорожала. Такая порочная практика была на железных дорогах много лет, когда постоянные удорожания индексов со стороны строителей перекладывали на плечи железнодорожников.

Читайте также:  Олег Тони: "Нашим проектам помогла Олимпиада"

Мы также помогаем нашим клиентам максимально упростить процесс получения кредита – определяем вместе с банком платежеспособность, готовим пакет документов. Потому что когда человек сам этим занимается, то времени и сил тратит гораздо больше.

И еще мы выступаем поручителями за наших клиентов-железнодорожников до момента возникновения залога. Что это такое? Основное количество квартир покупается на этапе строительства, а на этом этапе по всей стране в банках кредит получить сложнее и дороже. Своим поручительством мы частично покрываем риски банков до тех пор, пока квартира не будет построена и не оформлено на нее право собственности. Это позволяет сделать получение кредитов проще, а ставки кредитов ниже.

– Вы стремитесь на сто процентов сами строить жилье для железнодорожников?

– Количество объектов, по которым мы выступаем застройщиками, будет расти. Но я не думаю, что надо доводить эту цифру до ста процентов. Например, если выступать застройщиком маленького объекта в небольшом населенном пункте, это приведет лишь к удорожанию жилья. Вряд ли надо к этому стремиться.

– Можно ли построить не квартиру, а собственный дом с вашей помощью?

– Строительством индивидуальных домов мы не занимаемся. Но в некоторых регионах, например в Белгородской области, очень развито приобретение жилья в одноквартирных домах.

Мы в этом году начинаем работать и на вторичном рынке, чтобы решать подобные вопросы для сотрудников компании. Но, по нашему опыту, вторичный рынок жилья всегда дороже. Причем в крупных городах – на 25 – 30 процентов. Конечно, это сразу готовое жилье, а «первичку» надо ждать, потом еще делать ремонт, но, как мы подсчитали, даже с учетом этого все равно «вторичка» выходит дороже.

На мой взгляд, где без нее и вправду не обойтись – это маленькие населенные пункты, где новое строительство практически отсутствует, или депрессионные регионы, где стоимость нового строительства может быть выше рыночной цены готового жилья. Строить 2 – 3 квартиры неэффективно – они будут золотые. Выгоднее приобрести на «вторичке». Оправданным я считаю и приобретение квартир на «вторичке» для приглашенных специалистов, которым жилищный вопрос надо решить очень быстро.

Читайте также:  Строго по науке

– Прокомментируйте, пожалуйста, такой факт, его нам прислали с Куйбышевской дороги. Там был составлен реестр на ипотеку, в котором было 444 работника дороги. Почему же получили кредит только 165 человек?

– Из списков очередников, которые мы обработали в 2007 году, платежеспособных было около половины. Понятно, что РЖД не могут полностью оплатить квартиру, человек должен рассчитывать на свой заработок и доход других членов своей семьи. При этом ОАО «РЖД» дает субсидии на погашение части процентной ставки по кредиту, наша компания помогает тем, что продает жилье ниже рыночной стоимости, выступает поручителем. Но даже со всеми этими поддержками неплатежеспособных, к сожалению, много.

– Люди сетуют, что сроки строительства затягиваются, а ведь все это время приходится и платить кредит, и еще оплачивать аренду жилья. Что вы делаете для того, чтобы ускорить процесс?

– В большинстве своем мы укладываемся в те сроки, которые обещаем людям. Случаев задержки немного, мы боремся с недобросовестными застройщиками. Что касается ускорения сроков строительства в принципе, то это вряд ли возможно технологически. Если какой-нибудь кирпичный или кирпично-монолитный дом строят около двух лет, то обещать, что мы его построим за год, невозможно. Есть технология. Те сроки, которые мы декларируем и которых придерживаемся, – это строго нормативные сроки.

Татьяна Комендант