Строительство олимпийских объектов не только улучшит инфраструктуру Сочи, но и поможет реализации давних планов РЖД.

Что бы ни происходило в мире финансов, подготовка к Олимпиаде 2014 года в Сочи идет по плану. Об этом наш корреспондент узнал от вице-президента ОАО «РЖД» Олега Тони, возглавляющего оперативный штаб по руководству проектированием и строительством объектов железнодорожной инфраструктуры Черноморского побережья Юга России.

– Олег Вильямсович, есть ли по сочинским объектам полная ясность – где, что и как делать?

–Что и где должно быть построено, ясно на 100%. Четко определены и объекты, которые находятся в зоне ответственности РЖД. В первую очередь – железная и автомобильные дороги на Красную Поляну, каждая из них длиной 48 с небольшим километров. По всеобщему мнению, эти две дороги – самый сложный проект из всех, что строятся к Олимпиаде.

– В чем его сложность?

– Единственный путь, который есть к Красной Поляне, – это река Мзымта. А так как один ее берег уже занят старой автодорогой, то нам надо прокладывать железнодорожный путь и новую автомобильную дорогу на противоположном берегу. Это горная местность, из сорока восьми километров будущего строительства двадцать шесть с лишним километров – это тоннели и более тридцати пяти – мосты и эстакады. Очень сложная трасса. В районе аэропорта также будут построены автомобильная и железнодорожная развязки. Оттуда пути пойдут в сторону основных олимпийских объектов и по нашей новой железнодорожной линии – в Красную Поляну.

– Что предстоит сделать кроме этих дорог?

– И для нас, и для Олимпиады очень важны интермодальные перевозки по маршруту аэропорт – Адлер – Сочи. Эта новая линия небольшая, всего два километра, но очень важная. Мы уже начали готовить свайное основание под остановочный корпус у нового аэропорта. В этом году заканчиваются проектные работы, и мы будем заниматься этим объектом вплотную. Срок реализации этих проектов 2012 год. Будут реконструированы вокзалы в Сочи и в Адлере. Железнодорожные платформы от Адлера до Имеретинской долины и до Красной Поляны адаптируют для лиц с ограниченными физическими возможностями. Чтобы можно было без проблем организовать и грузовое, и пассажирское движение, мы занимаемся усилением инфраструктуры на линии Туапсе – Адлер. Уже строим там вторые пути, чтобы увеличить пропускную способность. Всего необходимо построить 30,3 километра таких путей.

Читайте также  Под присмотром

– Сколько стоят эти проекты?

– Если говорить о линии Туапсе – аэропорт, то ориентировочно она обойдется в 6 млрд руб. Если говорить о двухпутных вставках, то это порядка 13,5 млрд руб. Для строительства грузовых дворов, необходимых для приема грузов, которые пойдут на строительные объекты Олимпиады, нужно более 3,5 млрд руб. А вот железная дорога и автодорога на Красную Поляну – это очень затратный проект. По нашим оценкам, на него необходимо как минимум 240 млрд руб. Построить в горах новейшую инфраструктуру не так-то просто! Вопросы безопасности движения должны быть решены очень серьезно.

– Насколько я понимаю, грузовые дворы должны быть построены раньше других объектов, чтобы грузы для строительства олимпийских объектов поступали вовремя?

– Правильно. Для того чтобы строить, надо куда-то подвозить грузы. А в Сочи такого грузопотока никогда не было и разгружать практически негде. При этом львиный объем грузов для строительства, порядка 70%, пойдет по железной дороге. Поэтому грузовые дворы мы строим опережающими темпами. Реконструированы уже существовавшие грузовые дворы в Адлере и в Сочи, их пропускная способность увеличилась на 1,5 млн тонн грузов в год. В декабре минувшего года была открыта первая очередь грузового двора в Имеретинской долине, способная ежегодно принимать до 5 млн тонн. Закончить это строительство мы планируем к Дню железнодорожника в августе этого года – раньше, чем было заложено в проекте.

– В лучших советских традициях?

– Я бы сказал иначе: в лучших железнодорожных традициях. Мы все-таки привыкли работать четко. Я недавно летал в Сочи, самолет туда прилетел на полтора часа позже, вылетел на два часа позже – и это с точки зрения авиации вроде бы нормально. Объяснили, что всему виной погода. А мы так не привыкли. Понимая сложность задачи и то, что грузы необходимо где-то разгружать, естественно, делаем все для того, чтобы работать быстро, но не в ущерб качеству.

Читайте также  Внутренние резервы

– А все эти перипетии с отводами участков под строительство, всевозможные конфликтные ситуации как-то повлияли на работу на тех объектах, которые строит РЖД?

– Любая быстрая работа возможна, если ты четко построил взаимоотношения с администрацией, с жителями. Причем это относится не только к Сочи. Невозможно прийти на какую-то территорию и не взаимодействовать с администрацией, с населением. Когда строили ветку в Шереметьево, там были те же проблемы. Мы сейчас, естественно, четко сотрудничаем с администрацией города Сочи, с Минприроды, с Олимпстроем, в обязанности которых входит отселение и передача земли под строительство. Это делается для того, чтобы наши объекты строились опережающими темпами, но без нарушения законодательства. Пока нам это удается.

– Прямых конфликтов с населением не было?

– Конфликты есть тогда, когда люди не знают, что их ждет. Мы когда пришли в Имеретинскую долину, первым делом пошли к людям. Они жили там десятки лет – частные домики, огороды… и вдруг мы. Естественно, важно было прийти и рассказать, что мы делаем и зачем. В результате этих встреч, например, мы внесли в проекты переходы под железнодорожными путями, чтобы дети могли безопасно ходить в школу. Люди высказывают совершенно нормальные претензии, и мы отвечаем пониманием.

– То, что сейчас делает РЖД в районе Сочи, видимо, пригодится не только на время Олимпиады?

– Первый вопрос, который мы услышали от международных экспертов: «А что дальше?» У них есть целый раздел, который называется «Олимпийское наследие». Они говорят: «Вот прошла Олимпиада, все замечательно. Что будет завтра?». И нам есть, что на это ответить. В свое время существовал проект строительства вторых путей на участке Туапсе – Адлер. Из-за недостатка средств этот проект не был реализован, но мы к нему готовились еще во времена МПС. И вот сейчас мы реализуем часть этого проекта. В любом случае то, что мы там сейчас делаем, необходимо для Российских железных дорог, для нормальной работы. Ведь объемы движения в существующем графике движения поездов на участке Туапсе – Сочи составляют 57 пар поездов в сутки, на участке Сочи – Адлер – 48 пар. Пропускная способность этого участка полностью исчерпана. Вы же понимаете, что это невыносимые условия работы для тех же путейцев или энергетиков. «Окон» нет, поезда идут беспрерывно. Так что вторые пути – это то, что крайне необходимо. Также нужна адаптация наших вокзалов, платформ для людей с ограниченными физическими возможностями. Олимпиада помогла нам с решением этих вопросов. А как проехать летом от аэропорта до центра Сочи? Я вам отвечаю: невозможно. Там даже зимой пробки. А если человек, выйдя из самолета, сядет на наш поезд и через 15 минут будет в городе, разве это плохо? И этот проект также существовал еще до того, как Россия выиграла право на проведение Олимпиады.

Читайте также  Константин Шенфельд: "Мы ждем востребованности"

– Новые сооружения и инфраструктура, наверное, дадут новый толчок развитию Сочи в качестве курорта?

– Город Сочи – уникальное курортное место: тут и море, и походы в горы… И то, что сейчас дан толчок развитию Большого Сочи – будут построены новые линии электропередачи, новые дороги, новые гостиничные комплексы плюс еще то, что я рассказал о нашей инфраструктуре, о том комфорте, который будет не то что в четырнадцатом, а уже буквально в 2012 году – это все плюс для отдыхающих. Мы сейчас делаем все для того, чтобы отдых россиян здесь стал намного комфортнее. У нас в стране очень много красивых мест, но то, что в Сочи будет сделано в связи с Олимпиадой, по-моему, выведет курорт на уровень лучших мировых стандартов.

Автор: Татьяна Комендант