На селекторном совещании, посвященном итогам работы компании в первом квартале года, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин призвал кардинально изменить технологию борьбы со случаями брака в сфере безопасности движения.

Дополнительные доходы – в копилку инвестиций

В первом квартале ОАО «РЖД» достигло неплохих результатов: на сети на 6,5 процента выросли темпы погрузки. Благодаря этому за три месяца выполнена уже четвертая часть от годового планового объема. Высокими темпами растет отправление важнейших для отечественной экономики грузов: кокса, черных металлов, зерна и продуктов перемола. Особенно высока динамика по цементу – прибавка составила 39,3 процента.

– Тем самым полностью удовлетворен спрос на грузовые перевозки, созданы транспортные условия для динамичного развития производительных отраслей, – отметил президент компании.

При этом в целом по сети улучшились основные качественные показатели – оборот вагона, производительность локомотива и участковая скорость. 

За первый квартал компания заработала сверх плана 3,3 миллиарда рублей: дополнительные доходы получены как от грузовых, так и от пассажирских перевозок. Это дало возможность компании инвестировать в свое развитие более 29 миллиардов, что в сопоставимых ценах на 20 процентов выше показателей прошлого года.

В первую очередь вложения направлены на наиболее важные проекты: развитие направлений из Кузбасса в Черноморский, Дальневосточный и Северо-Западный регионы, усиление участков, по которым идет перевозка нефти в Китай. В числе приоритетов также строительство и реконструкция искусственных сооружений, перевод на переменный ток участка Минеральные Воды – Кисловодск, комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива.

В первом квартале интенсивно шло обновление подвижного парка: дороги получили 35 локомотивов, три тысячи грузовых и 175 пассажирских вагонов, 138 секций электропоездов. Эти закупки значительно больше, чем те, что были сделаны в аналогичный период прошлого года.

Читайте также  Константин Шенфельд: "Мы ждем востребованности"

Благодаря выполнению бюджета доходов стала возможна прибавка в среднемесячной заработной плате работников компании. У железнодорожников, занятых в перевозочном процессе, она составила 15479 рублей – на 12 процентов больше, чем в аналогичный период прошлого года. Важно и то, что увеличилась – на 3,9 процента – реальная заработная плата. При этом выдерживается необходимый рост производительности труда (10,7 процента).

Хороший старт в начале года не только создает РЖД определенный резерв на будущее, но и ко многому обязывает.

Тарифное регулирование пересмотрят

Владимир Якунин обратил внимание  на то, что выручка от пригородных пассажирских перевозок растет недостаточными темпами. Некоторые дороги и вовсе не выполнили задания по этому виду доходов. Во многом это вызвано неполной компенсацией в ряде регионов затрат на перевозки льготников.

Продолжается скрытое субсидирование ряда отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» – из-за льготных тарифов. Железнодорожники несут потери, которые никто не компенсирует. Руководство компании ведет работу в этих направлениях в органах законодательной и исполнительной власти.

В частности, на состоявшемся в марте заседании комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи депутаты поддержали предложения ОАО «РЖД» по бюджетному финансированию. В том числе – по полной компенсации потерь доходов компании от перевозки пассажиров в дальнем и пригородном сообщении. Члены комитета решили обратиться в правительство страны с предложением о совершенствовании тарифного регулирования. Предложения железнодорожников поддержаны и главой государства.

Авторитарные методы не дают эффекта

К числу наиболее серьезных внутренних проблем нужно отнести тот технологический кризис, который наблюдается сегодня на Свердловской и ряде других дорог в регионе Урала. Владимир Якунин на селекторе подробно проанализировал системные проблемы, возникшие на Свердловской магистрали во всех сферах деятельности, и охарактеризовал их как недопустимые.

Читайте также  Проволочек станет меньше

Прежде всего, произошел провал в кадровой политике: с 2005 года на дороге уволились 3300 специалистов, а пополнили коллектив только 650 представителей молодежи. За это время сменилось 92 процента начальников дистанций пути, 70 процентов начальников станций. В результате инфраструктура и технические средства на этой дороге пришли в такое состояние, что на время, пока они приводятся в порядок, руководство компании было вынуждено отклонить значительную часть поездов на другие направления. Закономерный итог – смена руководства магистрали.

– Было желание достичь хороших результатов, но отсутствие нормальной работы по управлению персоналом и опора на авторитарные методы руководства привели к провалу, – так оценил ситуацию на Свердловской дороге Владимир Якунин.

Высокая степень износа основных фондов и нехватка квалифицированных кадров пока остаются серьезными проблемами для РЖД. И в таких условиях нужны современные методы управления, точная и грамотная политика, чтобы избежать серьезных технологических просчетов, особенно  в сфере безопасности движения.

Высок уровень аварийности также на Куйбышевской, Южно-Уральской и Забайкальской дорогах, в локомотивном хозяйстве сети. Именно на него приходится в первом квартале половина всех случаев брака. Четыре раза за три месяца локомотивные бригады совершали проезд запрещающего сигнала.

По оценке главы компании, традиционные методы управления безопасностью движения исчерпали себя. На заседании правления ОАО «РЖД» 20 марта принято решение кардинально изменить технологию борьбы со случаями брака, перейти от «реагирования» на недостатки к их профилактике и предупреждению. Речь идет о стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, которая будет отвечать самым современным международным требованиям.

Это тем более важно, что компания постоянно расширяет свое присутствие на транспортных рынках Европы и Азии. Речь идет не только о перевозках, но и об участии ОАО «РЖД» в создании объектов железнодорожной инфраструктуры в ряде зарубежных стран. Компания может не только заработать солидные средства, но и получить доступ к современным технологиям.

Читайте также  Тарифы стали публичными

Цифры

29 миллиардов рублей инвестировала компания в свое развитие за первые три месяца 2007 года. Это на 20 процентов выше показателей прошлого года.  

6,5 процента – такого высокого темпа роста погрузки удалось добиться по итогам первого квартала.

Темпы прироста отправки грузов в I квартале

Задачи на II квартал

Автор: Карен Артарян