До нашего времени не дошли достоверные снимки или чертежи первых паровозов и вагонов. Однако в Центральном музее железнодорожного транспорта России сохранился уникальный экспонат – модель паровоза «Проворный».

Ее изготовили студенты Петербургского технологического института Вазинский, Белли и Бевад в масштабе 1:4 в 1839 году (кстати, по мнению английских музейщиков, это вообще первая в мире модель локомотива), то есть когда машина еще работала. Она дает представление о конструкции, форме и размерах паровоза. По этой модели были выполнены эскиз, рабочий проект, чертежи.

В период подготовки к празднованию 150­-летия российских железных дорог было решено воссоздать тот самый состав, который первым проехал от Петербурга до Царского Села.

Под руководством и при консультациях доцента Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта Л.Сапрыкина и старшего преподавателя Б.Януша студенты­дипломники тепловозной специальности механического факультета В.Дмитриев и П.Иминов выполнили чертежи макета паровоза в натуральную величину.

Над изготовлением репликара трудились разные коллективы. Началось все с колесных пар. Обода для них отлили в локомотивном депо Малая Вишера. Для выполнения этой задачи на предприятии пришлось отремонтировать две литейные печи с перекладкой пода, изготовить ковш повышенной емкости, деревянные, но достаточно емкие опоки, модели ободов, стальные каркасы. Здесь же отливались и бронзовые заготовки люка лаза и свисток. Изготовленный макет установили в специальном павильоне на Витебском вокзале. А в конце 1980­-х он даже принимал участие в съемках художественного фильма «Чокнутые», для чего в пригороде Ленинграда была построена специальная колея.

В Санкт­-Петербурге провели реставрацию макета паровоза «Проворный» и четырех вагонов, выполненных 20 лет назад в максимальном соответствии с сохранившимися о них сведениями. НПФ «Благосостояние» предложил тем же энтузиастам, что реализовали смелый проект в 1987 году, вместе с нынешними студентами ПГУПСа восстановить поезд.
– Это детище ОЖД и ЛИИЖТа (кафедр «Локомотивы» и «Вагоны»), – говорит прямо у макета один из инициаторов его создания Леонид Сапрыкин. – Многие предприятия принимали в этом участие, и каждый занимался своим делом.

Читайте также  Андрей Быков: "Жить придётся по бюджету"

К 150-­летию был воссоздан именно «Проворный», как предполагается, первым доставивший пассажиров из Санкт­Петербурга в Царское Село. Весил он 17 с лишним тонн, мощность его составляла 146 лошадиных сил, а номинальная скорость 60 километров в час. Но помимо локомотива Витебский вокзал украшают и макеты четырех вагонов, входивших в первые составы.
– С момента установки этого макета прошло всего­то 20 лет, но, как оказалось, из всех участников тех событий мы сегодня можем пригласить только троих, – поделился с журналистами начальник Витебского вокзала Тимофей Шманев. – Попытки поддержать макеты в надлежащем состоянии предпринимались неоднократно, но каждый раз они по той или иной причине заканчивались ничем. Теперь макеты обновлены, а их защита стала лучше.

Как оказалось, паровоз, вагоны и их колесные пары теперь окрашены в первоначальный цвет, начищены все латунные детали, а мягкие сиденья и шторы прошли химчистку. Кроме того, планируется устроить подсветку под стеклянным куполом, защищающим макет, а внутри него создать специальную площадку, чтобы проводить экскурсии, прежде всего детские.

Все работы непосредственно проводили пятикурсники Петербургского государственного университета путей сообщения, учащиеся локомотивно­механического факультета. Шестеро молодых людей ежедневно в течение двух недель отдавали свободное от лекций и семинаров время реставрации макета. Теперь они говорят:
– Нам есть чем гордиться, мы чувствуем себя причастными к сохранению истории железных дорог.

Автор: Антон Гарнов