Необычайно людно было на Витебском вокзале 30 октября 2007 года. Такое же стечение народа наблюдалось и 170 лет назад, 30 октября 1837­-го. Шутка ли, повозки с пассажирами впервые отправлялись в путь до Царского Села по рельсам, а тянуло их заморское чудо – паровая машина.

Да уж, сколько бы ни спорили русские и англичане о приоритете в ее изобретении, но первый поезд по первой российской железной дороге вел английский пароход. Именно таково его точное название в переводе на русский язык. В паровоз его переименовали, как заметила выступившая на торжественном митинге губернатор Санкт-­Петербурга Валентина Матвиенко, российские журналисты из газеты «Северная пчела».

С утра в картинном зале Витебского вокзала встречают гостей. Специальная выставка, посвященная 170-­летней истории, организована Центральным музеем железнодорожного транспорта России. Скрипичный квартет исполняет один из воздушных концертов Моцарта. Сотрудники музея с воодушевлением рассказывают о разных этапах строительства российских железных дорог. Почтение, благоговение к памяти предков – такая атмосфера царит в картинном зале, да и в целом на вокзале.

На торжества на Витебском вокзале приезжают государевы люди. Здесь и председатель Госдумы Борис Грызлов, и вице­премьер правительства Александр Жуков, и министр транспорта Игорь Левитин, и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, и глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, руководители департаментов и железных дорог России – кого только нет…

Но есть среди приглашенных и те, кто заслужил этого не меньше: ветераны транспорта, а также молодые его служащие, которые сегодня работают на Октябрьской дороге. Это они нынешние торжества связывают с тем далеким событием российской истории, которое определило социальное, экономическое и культурное развитие страны. Не случайно и памятник Францу Герстнеру открывают именно сегодня, в день 170-­летнего юбилея, когда уже определена стратегия развития железнодорожного транспорта России на годы вперед.

Читайте также  Валерий Конаков: "Без планирования не обойтись"

С памятника в натуральную величину снимают покров. Аплодисменты длятся несколько минут. Все отдают дань уважения истории, первому строителю железных дорог в России. Всех железнодорожников эмоционально поздравляет вице-­премьер российского правительства Александр Жуков.

– Всех нас, собравшихся здесь, объединяет то, что все мы являемся собственниками железных дорог, пассажирами, – продолжает праздничный митинг президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Мы перевозим в год пассажиров больше, чем население всей Европы, а также 80 процентов грузов. И все это благодаря тому, что 170 лет назад были реализованы идея и проект Франца Герстнера, памятник которому мы открываем.

Сегодня отрасль не может жаловаться на отсутствие внимания со стороны президента, правительства и Госдумы. Поддержка всех госструктур была продемонстрирована на прошедшем съезде железнодорожников, а также при согласовании «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Нас поддерживают региональные власти. И эта поддержка является гарантией того, что мы выполним все, что пообещали.

Особое значение железных дорог для отечественной экономики подчеркивает председатель Госдумы Борис Грызлов:
– Актуальность железной дороги всегда была высока: и сегодня, и 170 лет назад. При огромной протяженности российских пространств железные дороги – самый оптимальный вид транспорта, связывающий удаленные друг от друга территории.

РЖД сегодня развиваются интенсивно. И сейчас мы стоим на пороге прорыва в их развитии – и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Урале, и, конечно, в европейской части. Все 170 лет своей истории железнодорожники выполняли свой долг перед страной. Хотел бы пожелать им здоровья и успехов, успешного труда.
Автор: Галина Морозова