Выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2009 году будет способствовать развитию экономики всей страны

 

На итоговой пресс-конференции президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подвел итоги работы компании в 2008 году и поделился планами ее дальнейшего развития в условиях экономического кризиса.
 
Год достижений

В 2008 году компания работала и развивалась в соответствии с  программой «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». За этот год был выполнен наибольший за все время существования компании объем грузовой работы – 2,4 трлн ткм. Обеспечен высокий объем пассажирских перевозок – 175 млн пасс.-км.

За год было перевезено более 1 млрд пассажиров. Общий объем пассажирооборота по сравнению с прошлым годом возрос на 0,6%.

В 2008 году пассажиры получили новый поезд «Экспресс» взамен поезда № 3 Москва – Санкт-Петербург. Но новые высококлассные вагоны появились уже не только на маршруте Москва – Санкт-Петербург, но и на маршруте Москва – Нижний Новгород, вскоре они появятся и на самарском направлении. Новый подвижной состав в 2008 году появился и на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. Накануне Нового года пассажирам был представлен высокоскоростной подвижной состав производства фирмы «Сименс».

Продолжалась работа и по совершенствованию тягового подвижного состава. На сети появился пассажирский электровоз, подобных которому раньше в России не производили. Сформированы технические задания на производство двухэтажного пассажирского вагона. Фирме «Альстом»  заказан высокоскоростной поезд, который будет курсировать между Хельсинки и Петербургом. Принято решение о создании Дирекции железнодорожных вокзалов. Модернизирован Курский вокзал Москвы, на очереди  другие вокзалы. 

Выросли и объемы интермодальных перевозок. Сегодня в Москве уже практически ко всем аэропортам можно доехать на электричке. А в 2009 году планируется замкнуть эти маршруты по Малому кольцу. Интермодальные проекты развиваются и в крупных городах, один из примеров – Екатеринбург.

Читайте также  Машины времени

В целом компания до начала кризиса демонстрировала стабильно растущие финансово-экономические показатели. Например, в 2008 году объемы ремонта путевого комплекса были наивысшими за последние 20 лет.

Однако финансовый кризис не позволил полностью выполнить первоначальную программу 2008 года – по объему перевозок недовыполнение составило примерно  3%. По этому показателю зафиксировано и снижение темпов роста – планировалось 7,4%, но, по предварительным расчетам,  составит лишь 4%.

Тем не менее  компания старается сохранить уровень социальной защищенности железнодорожников.

В целом компания в 2008 году развивалась динамично, ориентируясь при этом на интересы своих клиентов. При этом ОАО «РЖД» на данный момент располагает прозрачной финансовой системой управления.

Подводя итоги года, Владимир Якунин заявил, что реализация стратегии реформирования железнодорожного транспорта в прошедшем году соответствовала требованиям общества, а также экономическим и социальным интересам государства.

Корректировка инвестиционной программы

Как считает Владимир Якунин, наиболее объективные и оперативные данные о состоянии экономики России – это данные об уровне погрузки. Такими данными, подготовленными ОАО «РЖД», пользуются и Минэкономразвития, и другие министерства, которые занимаются стратегическим планированием.

В условиях, когда экономическая и финансовая обстановка меняется каждый день, правительство активно работает со всеми крупнейшими компаниями, в том числе и с «Российскими железными дорогами». Руководство государства уже заявило о намерении поддержать финансово инвестиционные программы железнодорожников, поскольку они является необходимым элементом поддержки развития всей экономики страны. Выполнение инфраструктурных проектов железнодорожной отрасли – инструмент преодоления кризисных явлений во всей российской экономике.

Сейчас правительство рассматривает вопрос об объеме государственной поддержки железнодорожной отрасли. Окончательное решение по этому поводу должно быть принято до конца января. Но уже фактом является решение правительства компенсировать часть убытков от тарифного регулирования. Кроме того, на высшем уровне поддержана идея выпуска инфраструктурных облигаций.

Читайте также  Пассажиров и электрички поделили

Государство заинтересовано в поддержании максимально возможного уровня инвестиционной программы ОАО «РЖД».

Холдинг также планирует продолжить развитие своих крупнейших международных проектов. К примеру, строительство железной дороги в Ливии финансируется ливийской стороной, и с реализацией этого проекта затруднений не предвидится.

Компания ведет работы с Азербайджаном,  Ираном, и эти проекты также будут продолжены.
Идут переговоры по контракту в Алжире – они уже в завершающей стадии. Кроме того, в 2009 году планируется продолжить такие проекты, как создание с китайскими коллегами совместного предприятия по перевозке контейнеров. «Кризис кризисом, но жизнь продолжается, так что будем работать», – подчеркнул Владимир Якунин.

Антикризисная помощь

Из-за развития кризисных явлений у ОАО «РЖД» резко упала рентабельность продаж. По предварительным данным, в 2008 году компания получила всего 2 млрд руб. прибыли. Это существенно ниже запланированного. Сейчас в компании просчитано три сценария возможного развития событий в 2009 году, согласно которым уровень падения объемов выручки может составить от 6 до 19% по сравнению с 2008 годом. Поэтому выполнение многих инвестиционных проектов будет зависеть от государственной помощи. В сформированном Правительством РФ списке крупных системообразующих компаний, которые получат антикризисную поддержку, ОАО «РЖД» значится под вторым номером. Что касается уменьшения доходов компании, которые могут возникнуть от возможного «обнуления» тарифов на автомобильные перевозки в направлении Дальнего Востока, то по предложению российского правительства убытки от подобного решения компенсирует государственный бюджет. Для ОАО «РЖД» эта сумма может составить порядка 10 млрд руб.

Автор: Татьяна Комендант