Один мальчишка с удивлением рассматривал взрослую шифровку. Читать он уже умеет, но что означают эти буквы – ОЖД, СПб, ИВЦ, НОД-1 – никак в толк не мог взять.

Время не ждет, оно сжимается стремительно. И хотя проект «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» еще только в августе – сентябре Минтранс внесет на рассмотрение правительства, уже сейчас можно сказать, что данный документ, разработанный ОАО «РЖД», получил предварительное одобрение представителей министерств и ведомств. Об этом поведал журналистам на праздновании Дня железнодорожника глава компании Владимир Якунин. Он также сообщил, что оптимистический сценарий развития отрасли принесет стране 23 тысячи километров новых дорог.

А пока в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького на встрече президента ОАО «РЖД» с ветеранами-железнодорожниками последние отметили, что в отрасли «повернулись не только к пассажирам, но и к самим железнодорожникам, ветеранам». В первых рядах зрительного зала восседали именно они – представители старшего поколения железнодорожников, чуть усталые (солнце в тот день палило нещадно), седовласые и очень гордые своей причастностью к делам большой и современной компании.

В пестрой толпе нарядных людей невозможно было не заметить одетого в строгую форму со множеством наград на груди Бориса Комова, машиниста первого класса из большой династии железнодорожников, который 27 лет отработал на Туркестано-Сибирской магистрали (ныне Казахстанской). Наш собеседник, получивший еще в советское время медали за доблестный труд, выйдя на пенсию, не переставал трудиться на благо родной отрасли. Преподавал в дортехшколе, железнодорожном техникуме, а теперь, когда понадобились его опыт и знания в организации своеобразного общественного контроля за безопасностью движения поездов, смело взял на себя эту работу на московско-курском направлении. Все-таки знак отличия Бориса Комова «1 000 000 километров безаварийной работы» говорит о многом. Шутка ли: проехать без единой аварии столь огромный путь!  В 95-м он предотвратил крушение грузового поезда. Тогда две неисправные цистерны могли пустить под откос целый состав. Однако машинист компрессорной установки Серпуховской дистанции пути Московской магистрали Борис Комов, имевший к тому времени огромный опыт работы на маневровом тепловозе, не дал произойти ЧП.

Читайте также  Новый взгляд

День железнодорожника – это первый в стране профессиональный праздник, но его трудно назвать отраслевым, корпоративным.

Во-первых, потому, что профессия железнодорожника, которая год от года становится все более престижной, – одна из самых массовых профессий.

Во-вторых, потому, что трудно найти в стране взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не прокатился по стальным магистралям. По статистике, каждый из нас, россиян, отправляется в дальнюю или ближнюю поездку с перронов железнодорожных вокзалов не менее семи раз в году.

А сколько таких поездок ежегодно проделывает машинист? Не счесть. В свой профессиональный праздник все они были почетными пассажирами небольшого паровозика, «летающего» по парку так, как ему заблагорассудится. Ни рельсы, ни шпалы ему были не нужны. Может, это машина будущего? Впрочем, на нем так и было написано: «Будущее начинается…»

Представьте, что это будущее безо всякой машины времени можно увидеть уже сегодня.

Будущее – это наши дети. Что они говорят, пишут, рисуют – на стендах в парке было хорошо видно. Вот коллективная работа дошколят из Самары, а название – «Страна Вообразилия»! Семилетняя Лена Демидова из Перми в своей работе рассказала «по секрету» всем российским железнодорожникам, «как здорово смотреть в окно поезда, прижавшись носиком к стеклу». Ее землячка Катя Кокарева, на год старше и по жизненному, и по «художественному» стажу, пошла дальше. Она почувствовала себя в своей «стране Вообразилии» не пассажиром, а дежурной по станции: на перроне. Екатерина представила себя в роли дежурной (и форму умело нарисовала). Вот она – красивая, подтянутая – докладывает четко: «К отправлению готов!»

Юные представители всех славных железнодорожных династий, конечно, не смогли собраться со всех 17 магистралей страны в этот день и в этом парке. Но московские, рязанские, тульские мальчишки и девчонки от души здесь резвились и веселились, вскарабкиваясь на надувные горки, осиливая, быть может, первые в своей жизни высоты. Это – их праздник, ведь это их мамы и папы прокладывали дороги в завтра.

Читайте также  Царским путем

Для молодежи в парке работали специальные площадки. Посетил все пять площадок – получи приз. Девушек особенно привлекала старинная французская игра – петанк (метание небольших металлических шаров на песке). А парни мерялись силой, побывав в шкуре борцов сумо. Силачи в надувных костюмах отчаянно «дрались» за победу. И чем активнее наступали, тем чаще падали, забавляя зрителей. В сумоистских поединках понарошку, если ты хотел показаться сильным, то эффект получался обратным – выглядел неуклюжим и смешным (в жизни так тоже бывает). Между тем судьи беспристрастно считали очки…

В это время на огромном экране соседней площадки «Локомотива» транслировались настоящие спортивные матчи с серьезными спортивными баталиями. Зрители не спеша заполняли импровизированный стадион, как будто знали, что главное действо еще впереди.

При рекорде по набиванию мяча на голове 140 раз в тот день железнодорожники обязались пойти на новый – в честь 170-летия РЖД набить мяч на голове 170 раз! Об этом организаторы соревнований не преминули поставить в известность президента компании Владимира Якунина, который с большим интересом наблюдал за ходом праздника в ЦПКиО имени Горького, прогуливаясь по аллеям парка. А раз доложили о запланированном рекорде – можно не сомневаться, что его поставили. У железнодорожников по-другому-то и не бывает.

В этом году по всей стране «прошагал» фестиваль «РЖД зажигают звезды». Сколько он выявил в регионах талантов – и не сосчитать. Увидеть победителей можно было в День железнодорожника в московском парке на центральной сцене.

«Черноморец идет, черноморочку ведет…» – «заводит» публику ансамбль казачьей песни «Лазорик» Северо-Кавказской железной дороги. Зрители будто не замечают, что начал накрапывать дождь.

Песня разносилась по парку. В это время на асфальте дети рисовали солнце и кораблики. В тему. А рядом молодой человек старательно выводил желтым мелком: ОЖД. СПб. ИВЦ. НОД-1. Один мальчишка с удивлением рассматривал эту взрослую шифровку. Читать он уже умеет, но что означают эти буковки – никак в толк не мог взять. Папа  «перевел»: молодой человек родом из Санкт-Петербурга, а работает на Октябрьской железной дороге в информационно-вычислительном центре одного из отделений. Что тут, сынишка, сложного?

Читайте также  Пригородные намерения

В этот праздничный день рассказать о себе (хотя бы в виде следа на асфальте) мог каждый. Но еще интереснее, что эту возможность быть услышанными компания «РЖД» дала детям-сиротам, мальчикам и девочкам из детских домов. Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья» под эгидой ОАО «РЖД» организовал в парке сбор материальной помощи нуждающимся детям. Свой вклад в большую прозрачную копилку сделал и президент компании Владимир Якунин.  Пример авторитетного командира оказался заразительным. Деньги в пластмассовой коробочке стали прибывать молниеносно.

Говорят, в одиночку быть богатым нельзя, а счастливым – тем более. «Время не ждет», – пел со сцены парка культуры солист группы «Чайф». Время и вправду не ждет. Надо спешить делать большие и добрые дела. У большой, сильной и современной компании их впереди очень много. Будущее начинается. Строить его нужно вместе. Главное – верить в свои силы и твердо знать, что будущее начинается именно с вас.

Татьяна Макогонова,

Александра Емашкина