Технологические новинки и улучшение культуры обслуживания пассажиров повышают доходность пригородных перевозок.

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», обслуживающая Московскую железную дорогу, по итогам работы за первое полугодие получила прибыль 11 млн руб. О том, за счет чего удалось этого достичь, мы беседуем с генеральным директором компании Вячеславом Базекиным.



– Вячеслав Дмитриевич, поделитесь секретом успешной работы?

– Работаем без скидок на кризис. Ежесуточно нашими услугами пользуются порядка 800 тыс. человек, обслуживаем 500 пар поездов. Обновляем технику по продаже билетов. В стационарных кассах практически перешли на новый вид контрольно-кассовой техники, которая позволяет осуществлять мониторинг продаж билетов. Устанавливаем автоматы по продаже билетов, избавляя пассажиров от очередей в кассы и конфликтов. Ушли мы и от ручного оформления билетов в электричках – все разъездные кассиры-контролеры обеспечены переносной контрольно-кассовой техникой, которая ускоряет выдачу документов. Если раньше на письменное оформление одной квитанции уходило две-три минуты, то теперь – не более тридцати секунд.
Хорошими темпами Московская магистраль обновляет парк подвижного состава. Например, в этом году на МЖД должны появиться 33 новых электропоезда. Старенькие электрички с деревянными сиденьями – уходят в прошлое, это вчерашний день. В XXI веке должны быть современные поезда, и отечественные заводы работают над новыми проектами и производством современных электропоездов. Мне кажется, чем комфортней проезд, тем более стыдно ездить на нем без билета.

– По своему опыту знаю, что в час пик в электричке пассажиры, как селедки в бочке. Почему тогда постоянно говорят об убыточности пригородных перевозок?

– Наша беда – безбилетные пассажиры. До 30% пассажиров пригородного сообщения едут, не приобретая билетов. Я бы выделил несколько категорий таких пассажиров. Первая категория – это люди, которые вообще не считают нужным приобретать билет. Вторая категория – те, кто от случая к случаю ездит без билета. И таких большинство. Понятно, что на электропоездах ездят не самые богатые люди, у них сейчас масса проблем – где-то не платят зарплату, где-то идут сокращения, кому-то ребенка надо учить, где-то надо взять денег за квартиру заплатить… Проблемы человечества можно перечислять до бесконечности, но пассажиры должны четко понимать, что любая услуга, в том числе и поездка в электричке, должна быть оплачена. Конечно, есть и объективные причины: где-то задержался сам пассажир, опоздал автобус, а у кассы очередь за билетом на электропоезд. И времени на покупку билета нет. И здесь наша вина. Пассажир в любой момент должен купить билет и не выстаивать в очереди.

Читайте также  Доступно и удобно

Сегодня по оформленным документам и отправленным пассажирам средняя населенность одного вагона 32–35 человек. Хотя на самом деле эта цифра значительно больше. На вокзалах Москвы сейчас достаточно сложно пройти без билета, но и здесь некоторые ухитряются обойти систему контроля. Представляете, на Ярославском вокзале видел картину: человек в костюме, белой рубашке, галстуке, с дорогим кожаным портфелем лезет через забор! Девушка спрыгивает с платформы, потом запрыгивает на платформу уже с другой стороны, поправляет юбку – идет, как будто так и должно быть.

– А что турникеты автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах не помогают в борьбе с «зайцами»?



– Сегодня на Московском железнодорожном транспортном узле установлено 79 контрольно-пропускных пунктов с турникетами. Но чтобы их стало больше, на них нужно заработать. Так что пока станций, необорудованных системами контроля, достаточно. И пассажиры, привыкшие не оплачивать проезд, этим успешно пользуются, перебегают из вагона в вагон, пытаясь обойти кассиров-контролеров. Кроме того, очень много людей покупают билеты на одну зону – так сказать, входной билет для турникета. Даже увеличением количества разъездных кассиров-контролеров мы сегодня не можем охватить все поезда и всех пассажиров. Кроме того, есть и нерадивые, непорядочные, безответственные кассиры-контролеры. Таких мы выявляем, наказываем, расстаемся. Сегодня для нашей компании главное повысить культуру обслуживания пассажиров.

– А это настолько важно, что поможет сделать перевозки более комфортными для пассажиров?

– Я стараюсь привить в коллективе мысль, что надо бороться за каждого пассажира в отдельности. Но, несмотря на то что мы постоянно ведем работу по улучшению культуры обслуживания пассажиров, к сожалению, многие работники компании  привыкли к хамству, грубости и к тому, что «не мы для пассажира, а пассажир для нас». В штате компании более 3 тыс. человек, и всем нам надо начинать меняться с себя. Если ты работаешь в ОАО «Центральная ППК», будь добр, добросовестно и безупречно выполняй свою работу и соблюдай инструкции. Ничего изобретать не надо, здесь необходимо четко исполнять функции, для которых ты нанят на работу. И только тогда, когда каждый работник компании осознает это, начнется улучшение ситуации в сфере пригородных железнодорожных перевозок.

Читайте также  Сергей Андрейкин: "Тяжело рвануть с места в рыночный карьер"

Автор: Татьяна Комендант