В условиях кризиса охране труда компания уделяет особое внимание.

В преддверии отмечающегося 28 апреля Международного дня охраны труда заместитель начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии ОАО «РЖД» Александр Шульга рассказал, как в нынешних условиях в РЖД обстоят дела с обеспечением защиты здоровья и жизни работников.

– Александр Всеволодович, а почему, собственно, мы говорим «охрана труда»? Наверное, должно быть «охрана человека», потому что так это есть на самом деле?

– Охрана труда – это вопросы и организационные, и технические, и финансовые, а также ежедневная профилактика и многое другое. К вопросам социального плана и безопасных условий труда можно отнести, например, обеспечение работников средствами защиты, спецодеждой. Но в первую очередь вся деятельность компании действительно должна быть направлена на улучшение условий труда работника и его защиту от возможных травм и опасностей, которые могут привести к ухудшению или потере здоровья.

Вообще безопасный труд – это основа всей производственной деятельности. Не может быть другого. Производство ради производства – это неправильно. И хотя сегодня под влиянием кризиса оптимизируется контингент под выполняемый объем работ – все это должно происходить только в условиях выполнения требований охраны труда и обеспечения защиты жизни работников. Нельзя выполнять производственные задачи любым путем. Человек должен быть на рабочем месте всем обеспечен, обучен, проинструктирован, пользоваться исправным инструментом. Не должна нарушаться и технология производства.

– А что есть случаи, когда в процессе оптимизации заходят так далеко, что нарушается технология и возникает опасность для здоровья и жизни людей?

– К сожалению, руководители низовых звеньев – мастера, бригадиры, – когда они вынуждены выполнять ту или иную работу меньшим числом людей, необходимых по технологии, иногда идут на нарушения. Я не могу сказать, что это система или тенденция, но все-таки есть случаи нарушения технологии работ, когда, например, бригадир пути не выставляет полное ограждение места работы или нарушает правила ограждения. В различных ситуациях при ремонте пути положено выставлять для ограждения и подачи сигналов два или четыре человека, а если это кривые участки с плохой видимостью, то и больше. Но случается, что это требование не выполняется. И в результате происходят наезды поездов на путевые бригады, гибнут люди.

Читайте также:  Цифра

Особенно чревато тяжелыми последствиями нарушение технологии для таких травмоопасных профессий, как путейцы, энергетики, которые работают с контактной сетью или трудятся в непосредственной близости от движущихся поездов.

– То есть в охране труда места для оптимизации нет?

– Отчего же в связи с кризисом мы сейчас многие положения пересматриваем критически. К примеру, мы видим, что при проведении аттестации рабочих мест есть некоторые ниши, где можно было бы поработать и попытаться найти возможность снижения санитарных требований и норм, которые установлены Российским санитарным законодательством. Я говорю это потому, что по ряду позиций они у нас жестче, чем в Евросоюзе. Это касается требований по шуму, по напряженности трудового процесса, по влиянию химических факторов. Наверное, европейские нормы вполне достаточны для нормальной охраны труда, и мы тоже могли бы руководствоваться ими. С предложением пересмотреть санитарные нормы мы уже обратились в федеральные органы и пытаемся найти какие-то компромиссы. Я не имею в виду, что надо вообще ослабить требования, надо только лишь привести их к европейскому уровню. Надеемся, что этот вопрос мы решим положительно.

Читайте также:  Сервис превыше всего

– А ситуация с охраной труда в РЖД позволяет сегодня ставить так вопрос?

– Могу сказать, что за последние годы в компании заметно снижен производственный травматизм. Эта тенденция сохраняется и в этом году.

Но количество травмированных нельзя планировать – их по большому счету вообще не должно быть. Однако, к сожалению, риски при выполнении работ на пути, да и на любом производстве все равно существуют. Во-первых, это происходит из-за ненадежности технических средств, которые стареют и иногда выходят из строя. Во-вторых, и сам работник иногда может ошибаться. Так что совсем без травм обойтись невозможно.

– Каких случаев травмирования больше – тех, что не зависят от работников, или по их собственной вине?

– В последние годы, к сожалению, увеличились нарушения самими работниками. Фиксируются и случаи нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Но это, наверное, социальная беда России, а не только нашей компании. Хотя в любом случае, это просчеты на местах. Человек не должен работать в состоянии опьянения, его немедленно должны отстранить.

– А кто за этим должен следить?

– На сети дорог у нас 32 тысячи общественных уполномоченных по охране труда. Это люди, которые работают в бригадах, находятся на рабочих местах и помогают следить за дисциплиной. Лучших из них мы стараемся поощрять.

Как влияет на охрану труда внедрение новой техники и технологий?

Читайте также:  Вагон для Берии?

– Внедрение новых технических средств позволяет в ряде случаев уменьшить или сократить нахождение человека в зоне повышенной опасности. Современная техника и технологии уменьшают объем тяжелых видов труда, человек меньше устает, сохраняет здоровье. Можно сказать, что технический прогресс на стороне охраны труда.

– Какой вопрос в охране труда в последнее время больше всего вас беспокоит?

– В последнее время участились пожары. Происходит это в большей степени из-за разгильдяйства и халатности, когда нарушаются регламент или остаются без надзора технические средства. В одном случае оставили включенным чайник, и в итоге сгорел вагон, погибли работники. В другом – оставили без присмотра сауну, загорелось помещение депо, при котором сауна работала, и так далее.

– Раз существует Международный день охраны труда, наверное, есть и обмен опытом с зарубежными коллегами?

– Прежде всего встречаемся с нашими коллегами из Казахстана, Украины, Белоруссии, других стран СНГ. Они к нам приезжают, мы – к ним, обмениваемся опытом, перенимаем друг у друга все лучшее. Мы остались в рамках общего поля деятельности по перевозкам, очень близки по характеру работы, по подходам, да и в конце концов часто заканчивали одни институты. Что нам делить? Надо, наоборот, делиться, в данном случае опытом.

Обеспечение безопасных условий труда, защита жизни и здоровья человека – это общесистемные вопросы. Мы провозгласили себя открытой страной, значит, надо брать лучшее, что есть у наших соседей и в мире. Человек должен быть одинаково защищен и в быту, и на работе.

Автор: Татьяна Комендант