В условиях кризиса охране труда компания уделяет особое внимание.

В преддверии отмечающегося 28 апреля Международного дня охраны труда заместитель начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии ОАО «РЖД» Александр Шульга рассказал, как в нынешних условиях в РЖД обстоят дела с обеспечением защиты здоровья и жизни работников.

– Александр Всеволодович, а почему, собственно, мы говорим «охрана труда»? Наверное, должно быть «охрана человека», потому что так это есть на самом деле?

– Охрана труда – это вопросы и организационные, и технические, и финансовые, а также ежедневная профилактика и многое другое. К вопросам социального плана и безопасных условий труда можно отнести, например, обеспечение работников средствами защиты, спецодеждой. Но в первую очередь вся деятельность компании действительно должна быть направлена на улучшение условий труда работника и его защиту от возможных травм и опасностей, которые могут привести к ухудшению или потере здоровья.

Вообще безопасный труд – это основа всей производственной деятельности. Не может быть другого. Производство ради производства – это неправильно. И хотя сегодня под влиянием кризиса оптимизируется контингент под выполняемый объем работ – все это должно происходить только в условиях выполнения требований охраны труда и обеспечения защиты жизни работников. Нельзя выполнять производственные задачи любым путем. Человек должен быть на рабочем месте всем обеспечен, обучен, проинструктирован, пользоваться исправным инструментом. Не должна нарушаться и технология производства.

– А что есть случаи, когда в процессе оптимизации заходят так далеко, что нарушается технология и возникает опасность для здоровья и жизни людей?

– К сожалению, руководители низовых звеньев – мастера, бригадиры, – когда они вынуждены выполнять ту или иную работу меньшим числом людей, необходимых по технологии, иногда идут на нарушения. Я не могу сказать, что это система или тенденция, но все-таки есть случаи нарушения технологии работ, когда, например, бригадир пути не выставляет полное ограждение места работы или нарушает правила ограждения. В различных ситуациях при ремонте пути положено выставлять для ограждения и подачи сигналов два или четыре человека, а если это кривые участки с плохой видимостью, то и больше. Но случается, что это требование не выполняется. И в результате происходят наезды поездов на путевые бригады, гибнут люди.

Читайте также  Работа не отходя от базы

Особенно чревато тяжелыми последствиями нарушение технологии для таких травмоопасных профессий, как путейцы, энергетики, которые работают с контактной сетью или трудятся в непосредственной близости от движущихся поездов.

– То есть в охране труда места для оптимизации нет?

– Отчего же в связи с кризисом мы сейчас многие положения пересматриваем критически. К примеру, мы видим, что при проведении аттестации рабочих мест есть некоторые ниши, где можно было бы поработать и попытаться найти возможность снижения санитарных требований и норм, которые установлены Российским санитарным законодательством. Я говорю это потому, что по ряду позиций они у нас жестче, чем в Евросоюзе. Это касается требований по шуму, по напряженности трудового процесса, по влиянию химических факторов. Наверное, европейские нормы вполне достаточны для нормальной охраны труда, и мы тоже могли бы руководствоваться ими. С предложением пересмотреть санитарные нормы мы уже обратились в федеральные органы и пытаемся найти какие-то компромиссы. Я не имею в виду, что надо вообще ослабить требования, надо только лишь привести их к европейскому уровню. Надеемся, что этот вопрос мы решим положительно.

– А ситуация с охраной труда в РЖД позволяет сегодня ставить так вопрос?

– Могу сказать, что за последние годы в компании заметно снижен производственный травматизм. Эта тенденция сохраняется и в этом году.

Но количество травмированных нельзя планировать – их по большому счету вообще не должно быть. Однако, к сожалению, риски при выполнении работ на пути, да и на любом производстве все равно существуют. Во-первых, это происходит из-за ненадежности технических средств, которые стареют и иногда выходят из строя. Во-вторых, и сам работник иногда может ошибаться. Так что совсем без травм обойтись невозможно.

Читайте также  Дорога обойдет провал

– Каких случаев травмирования больше – тех, что не зависят от работников, или по их собственной вине?

– В последние годы, к сожалению, увеличились нарушения самими работниками. Фиксируются и случаи нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Но это, наверное, социальная беда России, а не только нашей компании. Хотя в любом случае, это просчеты на местах. Человек не должен работать в состоянии опьянения, его немедленно должны отстранить.

– А кто за этим должен следить?

– На сети дорог у нас 32 тысячи общественных уполномоченных по охране труда. Это люди, которые работают в бригадах, находятся на рабочих местах и помогают следить за дисциплиной. Лучших из них мы стараемся поощрять.

Как влияет на охрану труда внедрение новой техники и технологий?

– Внедрение новых технических средств позволяет в ряде случаев уменьшить или сократить нахождение человека в зоне повышенной опасности. Современная техника и технологии уменьшают объем тяжелых видов труда, человек меньше устает, сохраняет здоровье. Можно сказать, что технический прогресс на стороне охраны труда.

– Какой вопрос в охране труда в последнее время больше всего вас беспокоит?

– В последнее время участились пожары. Происходит это в большей степени из-за разгильдяйства и халатности, когда нарушаются регламент или остаются без надзора технические средства. В одном случае оставили включенным чайник, и в итоге сгорел вагон, погибли работники. В другом – оставили без присмотра сауну, загорелось помещение депо, при котором сауна работала, и так далее.

– Раз существует Международный день охраны труда, наверное, есть и обмен опытом с зарубежными коллегами?

– Прежде всего встречаемся с нашими коллегами из Казахстана, Украины, Белоруссии, других стран СНГ. Они к нам приезжают, мы – к ним, обмениваемся опытом, перенимаем друг у друга все лучшее. Мы остались в рамках общего поля деятельности по перевозкам, очень близки по характеру работы, по подходам, да и в конце концов часто заканчивали одни институты. Что нам делить? Надо, наоборот, делиться, в данном случае опытом.

Читайте также  Помог случай...

Обеспечение безопасных условий труда, защита жизни и здоровья человека – это общесистемные вопросы. Мы провозгласили себя открытой страной, значит, надо брать лучшее, что есть у наших соседей и в мире. Человек должен быть одинаково защищен и в быту, и на работе.

Автор: Татьяна Комендант