Касса-автомат, двухэтажные вагоны, 24 новых расписания – российские железные дороги к этому летнему сезону подготовились основательно.

Президент компании Владимир Якунин и вице-президент Михаил Акулов на недавнем брифинге отметили: при разработке нового графика движения поездов и введении новых маршрутов приоритетным критерием нововведений стало удобство для пассажиров.

Больше маршрутов – хороших и удобных

Дополнительные поезда будут назначены на наиболее востребованных направлениях: из Москвы – в Санкт-Петербург, Крым, Одессу, Львов, Ульяновск, Кисловодск и Анапу, из Нижнего Новгорода – в Екатеринбург, из Чебоксар – в Адлер. В пик летних перевозок выйдут дополнительные поезда на направлениях Нижний Новгород – Москва, Казань – Москва, Санкт-Петербург – Москва и ряде других.

Разработаны новые маршруты для поездов, следующих из Ижевска в Новороссийск и Адлер, из Санкт-Петербурга в Адлер, которые позволят существенно сократить время в пути следования. Пять новых поездов из Тамбова, Челябинска, Москвы, Пензы и Кирова будут обеспечивать сообщение с Адлером, Анапой, Новороссийском и Минеральными Водами. С учетом многочисленных обращений отдельных пассажиров, общественных организаций и глав администраций регионов организован маршрут беспересадочного сообщения Хабаровск – Санкт-Петербург. В общей сложности разработано 24 новых расписания пассажирских поездов.

Развиваются международные пассажирские перевозки. Будет открыто новое прямое сообщение Калининград – Мальброк и возобновится движение поезда «Полонез» сообщением Москва – Варшава – Москва, а также беспересадочного вагона из Москвы в Венецию. Без пересадок этим летом можно будет добраться из Иркутска в Берлин.

Для организации туристических маршрутов разработаны расписания для двух поездов из Москвы в Улан-Батор. Восстановлен маршрут Саратов – Варна. В прошлом году наметился рост пассажирских перевозок между государствами СНГ. В связи с этим разработаны расписания для одиннадцати новых пассажирских поездов, шесть из которых – формирования РЖД.

Читайте также  Главное - смена тренда

Детям – кондиционеры и телевизоры

Традиционно особое внимание уделяется перевозке детей к местам отдыха и обратно. Этим летом планируется перевезти 1,1 миллиона детей, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. В их числе и более восьми тысяч детей работников филиалов ОАО «РЖД». «Детские» поезда по возможности будут формироваться из самых современных, оборудованных по последнему слову отечественной техники вагонов, в которых есть кондиционеры и даже телевизоры. Штабные вагоны таких поездов планируется снабдить аудиокассетами, художественными книгами, детскими газетами и журналами.

Виртуальная касса

Для удобства пассажиров на время массовых летних перевозок в этом году будет дополнительно открыто около 500 касс дальнего следования. Уже подготовлено и открыто полсотни дополнительных справочных бюро.

Многие из пассажиров этим летом смогут воспользоваться самыми современными формами продажи билетов. Например, уже с середины мая купить билет на поезд можно будет, не вставая с рабочего места. Если, конечно, оно оборудовано компьютером. Компания «Интел Лекс» совместно с «ТрансКредитБанком» запускают систему продажи билетов на поезда дальнего следования через Интернет с оплатой банковскими картами международных платежных систем VISA International и MasterCard International. Приобрести виртуальный билет можно на сайте http://www.rzd.ru/, а уже перед самой поездкой получить его бумажный эквивалент в любой кассе РЖД.

Впрочем, для поддержки нового проекта планируется выделить специальные кассы или стойки регистрации, ведь оформление такого проездного билета будет занимать минимум времени. А в перспективе предполагается полное самообслуживание, когда пассажир сможет не только сам заказать и оплатить билет банковской карточкой, но и получить его в специализированном автомате.

Касса-автомат

Автомат по продаже билетов дальнего следования пока проходит испытания. Но уже этим летом автоматические билетные кассы, с виду похожие на уличные банкоматы, должны появиться во всех крупных городах России. Их предполагается размещать в людных местах – торговых центрах, супермаркетах, аэропортах.

Читайте также  Цель - повысить эффективность

С помощью автомата можно получить полную информацию о любом железнодорожном маршруте и стоимости проезда. Пассажир может сам заполнить нужную форму, ввести в систему свои паспортные данные, оплатить стоимость проезда и тут же получить билет на руки. Правда, оплату невозможно произвести денежными купюрами, автомат принимает только банковские карты.

Внедрение автоматов позволит разгрузить билетных кассиров и сэкономить время пассажиров, которым не придется выстаивать длинные очереди у касс.

Руководство РЖД упрощает и сами бланки билетов. Сейчас на них размещено столько всевозможной информации, что пассажиру порой бывает трудно найти нужные цифры. На билетах планируют фиксировать только необходимую пассажиру информацию – дату отъезда, номер поезда, вагона и места, как это принято в Европе.

На брифинге отмечено, что значительная дифференциация в доходах населения требует от РЖД более гибкой политики в предоставлении услуг. Владимир Якунин сослался на опыт Германии, где существуют десятки разнообразных скидок. Кроме того, назрела необходимость в дешевых вагонах с минимальным комфортом, чтобы услугами железной дороги могли пользоваться и люди с низкими доходами. Уже запланирована разработка вагона, который позволил бы удешевить проезд.

В то же время растет количество пассажиров, которым хочется ездить по железной дороге с большими удобствами, чем сейчас. К 2010 году планируется довести количество вагонов повышенной комфортности до четырех с половиной тысяч единиц. Это вдвое больше, чем сейчас. Настоящий прорыв в этом направлении должны сделать финские двухэтажные вагоны.

С комфортом – хоть на край света

Как рассказал вице-президент компании Михаил Акулов, сейчас ведутся переговоры с финской компанией Transtek Oy о создании совместного предприятия по производству в России двухэтажных пассажирских вагонов. Уже в мае должны быть определены параметры нового СП. Пока известно только, что сборку вагонов предполагается производить на Воронежском и Тамбовском вагоноремонтных заводах. Объем производства составит 100 вагонов в год.

Читайте также  Не потеряли самообладания

По словам Михаила Акулова, предварительные переговоры были проведены со всеми крупнейшими производителями, но продукция финнов оказалась наиболее подходящей для эксплуатации в России. Во-первых, в Финляндии железнодорожная колея того же размера, что и у нас. Во-вторых, похожие погодные условия. В-третьих, финны делают эти вагоны из алюминия. Весят они не очень много, во всяком случае, не увеличивают нагрузку на железнодорожные пути по сравнению с обычным одноэтажным вагоном.

По вместимости финский двухъярусный вагон равен двум отечественным вагонам СВ. Внизу – 11 купе (в том числе одно для пассажиров-инвалидов), наверху – 8 двухместных купе. В каждом купе верхнего этажа – туалет и душевая кабина с подогревом пола. На нижнем уровне – туалет и душ общего пользования, а купе оборудованы раковинами. Во всех купе есть розетки для подзарядки мобильного телефона или компьютера и многофункциональная панель, на которой можно установить время пробуждения или, предположим, послушать радио через наушники, не мешая соседям.

Новые вагоны планируется использовать в основном на дальних маршрутах. Понятно, что стоимость проезда в таких комфортабельных вагонах будет дороже, чем в вагонах отечественного производства. Правда, пока еще не просчитано, на сколько именно. Тем не менее, наверняка найдется немало состоятельных пассажиров, которые быстрому, но более опасному авиалайнеру предпочтут удобное купе нового вагона.

Большие перспективы открываются и для развития туризма. Как подчеркнул Владимир Якунин, в Европе туристические путешествия по железной дороге становятся все более популярными. Сервис высокого качества на железной дороге поможет привлечь в страну больше туристов.

Татьяна Комендант