Компания намерена обойтись без масштабных сокращений персонала.

О том, как должен работать социальный блок и выстраиваться кадровая политика компании, а также о перспективах развития отрасли рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

– Владимир Иванович, в связи с экономическим кризисом в стране, сокращением объемов перевозок у сотрудников компании возникают тревожные настроения. Как будет строиться кадровая политика компании? Насколько вероятны сокращения персонала?

– Мы посоветовались с трудовыми коллективами, внимательно послушали их мнение и твердо намерены обойтись без масштабных сокращений. Тем более что это соответствует тем рекомендациям, которые дает крупным работодателям руководство страны.

Но в вашем утверждении есть неточности. Например, вы говорите, что в трудовых коллективах «тревожное состояние». Это не совсем так. Там, где начальники дорог выполняют данные им поручения, где руководители регулярно встречаются с людьми, объясняют текущую ситуацию и действия руководства, никакого «тревожного состояния» не наблюдается.

Я недавно вернулся с Дальневосточной дороги. Встречался с коллективами предприятий. Рассказывал им о том, что происходит в компании, в том числе о падении перевозок, о падении доходов.

Рассказал и о том, что программа сокращения расходов так или иначе затронула более полумиллиона сотрудников, кому-то пришлось перейти на неполный рабочий день, многим – уйти в отпуск за свой счет. Не секрет, что у нас реальная заработная плата, несмотря на индексацию, уменьшилась. Все это не самые лучшие новости для людей.

У всех моих собеседников была возможность задавать вопросы. Любые вопросы, в том числе и неприятные. И они были. Но меня удивила и обрадовала общая реакция на эти не самые хорошие новости.

Обращается диспетчер, я его фамилию не помню, и говорит: «Владимир Иванович, что касается всех неприятностей с падением доходов, зарплат и прочего, вы даже голову себе этим не забивайте, мы как-нибудь сами справимся. Есть более важные проблемы. Я раньше машинистом работал, я знаю, что локомотивы у нас совсем устарели. За последние 15 лет мало что обновилось. Вот с этим что собираетесь делать? Как эту проблему будем преодолевать?»

Читайте также  Валентин Виноградов: "К нам приходят за знаниями"

Мне очень понравился такой подход. Человека прежде всего интересует, как будет развиваться грузовая база, как он ее повезет. Он диспетчер, он управляет движением. Как он с этим справится, если у нас подвижной состав, в частности тяговый, сильно устарел? И он говорит об этом не потому, что его не интересуют личные доходы. Он это говорит потому, что уверен: будет работа, будут и доходы. Сегодня – меньше, завтра – больше, но будут обязательно.

И еще очень важно, что человек этот хорошо понимает происходящее, свои задачи, общую ситуацию в компании.

– Отлично, если так. Но ведь на сети наверняка есть руководители, которые не хотят либо не умеют правильно работать с персоналом. Или сами не обладают всей полнотой информации, необходимой для этого. Что делать в таких случаях?

– Ответ очень простой: лучше работать с людьми. На всех, в том числе и на самых высоких, уровнях. Теперь вся работа с кадрами и социальная политика сконцентрированы в одной точке. В компании появился новый вице-президент, Дмитрий Сергеевич Шаханов. Он обладает достаточными полномочиями и квалификацией для того, чтобы обеспечить эту работу на самом высоком уровне. Единственное, медицина находится вне зоны его полномочий, поскольку она является неотъемлемой частью технологической цепочки по обеспечению безопасности движения.

– Какие главные задачи ставит руководство компании перед социальным блоком?

– В этой деятельности неглавных задач нет. Могу назвать те, которые лежат на поверхности. Например, социальный пакет. Мы считаем, что он составляет около 30 тыс. руб. в год на человека. Это много. Особенно в нынешней экономической ситуации. Но в компании масса людей, которые никогда на протяжении многих лет не пользовались никакими льготами. А есть такие, которые пользуются ими постоянно и в значительно большем объеме, чем мы рассчитываем. Получается очевидная несправедливость.

Читайте также  Пригород компенсируют

Наша задача состоит в том, чтобы все льготы и социальные выплаты стали адресными. Чтобы мы точно знали, сколько и за что конкретный работник получает льгот и доплат.

– Один из самых больных вопросов – социальные льготы в дочерних предприятиях. С одной стороны, руководство материнской компании говорит, что социальный пакет должен обеспечиваться из прибыли «дочки», с другой – рядовые сотрудники считают, что прибыль предприятия – это компетенция руководства, а не рядовых сотрудников. Как вы это прокомментируете?

– Не согласен с последним утверждением. Оно безответственное. А с моей точки зрения, одним из самых важных качеств человека является ответственность. За себя, за своих близких, за свое дело. В компании и в холдинге достаточно возможностей для того, чтобы повлиять на работу своего подразделения, своего руководителя.

Другой вопрос: часто встречается откровенно иждивенческий подход. Когда люди считают, что компания им должна по определению.

Последний пример – коллектив механиков «Рефсервиса», которые, по собственному желанию уволившись из ОАО «РЖД» и получив полный компенсационный пакет, захотели еще раз залезть в карман компании. Так быть не должно и так не будет.

Считаю, что в данном случае мы обязаны защищать компанию от таких товарищей, потому что в итоге они собираются залезть в карман каждому сотруднику.

– Как вы видите роль профсоюзов в работе с персоналом компании? Они вам мешают или помогают?

– Неправильный вопрос. Они не могут мне ни мешать, ни помогать. Профсоюзы для меня – это неизбежный социальный партнер. Это организация, основной функцией которой является контроль за соблюдением работодателем прав сотрудников.

Я считаю, что ОАО «РЖД» немало делает для того, чтобы обеспечить своих сотрудников нужным уровнем социальных гарантий. Несмотря на довольно жесткие споры, мы сохраняем конструктивные, корректные рабочие отношения. Без перехода к непродуктивной ругани.

Читайте также  Королевы счастливых билетов

– Несмотря на кризис, компания продолжает наращивать объем и количество международных проектов. Причем из их географии складывается вполне понятная дуга. Восстановление железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее, управление дорогой в Монголии, ряд крупных проектов в Казахстане, концессия с Арменией, разговоры про проект в Абхазии, широкая колея до Вены. Фактически на всем протяжении границы России ОАО «РЖД» запускает те или иные программы. Возникает вопрос: во имя чего это делается и имеют ли смысл во время кризиса такие масштабные и «долгие» проекты?

– Мы живем в глобальном мире. И вопрос о повышении конкурентоспособности является нерешенным.

– Конкурентоспособности чего? Компании, отрасли, страны?

– Давайте начнем с транспортной услуги. Мы сейчас отделяем геополитику от, собственно говоря, нашей профессиональной деятельности.

Нам необходимо конкурировать с различными видами транспорта, необходимо привлекать грузы, транзитные грузы.

Сегодня только немой не говорит о транзитном потенциале России. А мы, РЖД, реально пытаемся создать условия для использования этого потенциала. Для того, чтобы у нас появилась грузовая база, чтобы больше зарабатывать и больше платить сотрудникам.

Но при этом наша деятельность имеет и геополитическое значение. Она, повышая конкурентоспособность и увеличивая доходы компании, одновременно повышает конкурентоспособность страны в целом.

Сквозной тариф от порта Раджин до Гамбурга или от Владивостока до Вены одинаково нужен как ОАО «РЖД», так и России. И это необходимо начинать делать сейчас. Тот, кто сегодня не способен предвидеть будущее, тот окажется на задворках.

Автор: Владимир Змеющенко