Половину инвестиционной программы Северо-Кавказской магистрали потратят на олимпийские проекты.

О подготовке железнодорожной инфраструктуры СКЖД к Олимпийским играм 2014 года рассказал начальник дороги Владимир Голоскоков.

– Владимир Николаевич, сегодня одна из главных задач дороги – подготовка к Олимпиаде. Как она решается?

– На СКЖД реализуется пять крупных проектов: усиление инфраструктуры участка Туапсе – Адлер, строительство грузовых дворов, организация железнодорожного сообщения Сочи – Адлер – Аэропорт, возведение совмещенной авто- и железной дороги Адлер – Альпика-Сервис и адаптация пассажирской инфраструктуры для инвалидов. Из них, пожалуй, важнейший для эксплуатационной деятельности дороги – усиление инфраструктуры участка Туапсе – Адлер. Здесь необходимо увеличить пропускную способность и повысить скорость движения поездов. Общая стоимость проекта оценивается в 13 млрд руб., из которых 3,6 млрд руб. освоим в этом году. Уже построены двухпутные вставки на перегонах Мацеста – Хоста и Водопадный – Шепси. До конца года вторые пути уложим на перегонах Якорная Щель – Лоо, Дагомыс – Сочи, Сочи – Мацеста, Хоста – Адлер. К концу 2011-го построим в общей сложности 30,3 км двухпутных вставок, а до 2013-го появится и 11,5 км второго сплошного пути на участке Сочи – Адлер. Таким образом решим проблему сдерживания поездопотока в направлении Сочи.

– То есть укладка вторых путей устранит все препятствия на пути поездопотока?

– Нет, конечно. Необходима реконструкция действующих тоннелей, которые ограничивают габариты перевозимых грузов и строительство двух новых на подходах к Сочи. Нужна модернизация станций Сочи и Адлер. В Сочи дополнительно построим три пути для грузового движения и удлиним семь приемо-отправочных для пассажирского, с четырьмя платформами, на которые в дни Игр будет ежесуточно прибывать до 27 пар поездов дальнего следования. А на станции Адлер планируется возведение четырех приемо-отправочных путей пригородного парка с двумя высокими платформами, двух главных путей. Появится и новый вокзальный комплекс. Адлер станет станцией примыкания трех направлений: Адлер – Альпика-Сервис, Адлер – Веселое и Адлер – Аэропорт.

Читайте также:  Почему до сих пор тормозят тяжеловесы?

Давайте все же вернемся к первоочередным проектам. Как обстоят дела с ними?

– В целом работы идут по графику. К 20 июля будет готова вся проектная документация по развитию участка Сочи – Адлер – Аэропорт. До 23 октября проект должен получить заключение госкомиссии. До конца года на экспертизу отправим документы на строительство совместной железной и автодороги Сочи – Альпика-Сервис.

– Есть ли проблемы или все гладко?

– К сожалению, они есть, и немало. Например, у нас до сих пор нет транспортно-логистической схемы грузовых и пассажирских перевозок с указанием объемов пассажиро- и грузопотоков в период подготовки и проведения Олимпийских игр. Нет и схемы территориального планирования земельных участков. Поэтому не решен вопрос допуска представителей строительных и проектных организаций на территорию ряда черноморских санаториев, попавших в зону предполагаемых строек. Не все гладко и с планированием поставок стройматериалов для олимпийских объектов. В декабре 2008-го начала работать первая очередь грузового двора «Россельхозакадемия» с перерабатывающей способностью 415 тыс. тонн грузов в месяц. Но за первые четыре месяца его эксплуатации объем выгрузки составил только 115 тыс. тонн.

Читайте также:  РЖД завоевывают Африку

Если не повысить качество планирования равномерности поступления грузов, то аналогичная ситуация может возникнуть и с вводом в эксплуатацию грузового двора «Сочинский». Особенно остро этот вопрос стоит в период летних пассажирских перевозок, когда количество поездов увеличивается почти в два раза. А отсюда трудности с доставкой строительных грузов. Поэтому, возможно, в 2010 году придется внести изменения в график движения поездов на участке Туапсе – Адлер – Веселое, уменьшив количество пассажирских поездов.

Кроме того, проблемным вопросом остается развитие автодорожных подъездов и развязок вокруг грузовых дворов. По железной дороге поступает больше грузов, чем могут вывезти автоперевозчики.

– Будет ли востребована транспортная инфраструктура после завершения Игр?

– Усиление инфраструктуры и развитие станций было необходимо в любом случае. Летние пассажирские перевозки на сочинском направлении растут из года в год. Конечно, дорога справляется, но технические возможности на пределе. Тем более что правительство разрабатывает программу превращения Сочи в горно-климатический курорт мирового уровня. Так что все объекты, возводимые к Олимпиаде, будут востребованы и после ее проведения.

– Ранее вы говорили, что в этом году на олимпийские проекты потратят примерно половину всей инвестиционной программы СКЖД. На что пойдет остальная часть?

– Инвестиции пойдут на различные проекты, в том числе на комплексную реконструкцию участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла. Для обеспечения беспрепятственного пропуска грузов в порты Азово-Черноморского бассейна. На всем протяжении участка простроим вторые пути, контактную сеть, тяговые подстанции и другие объекты инфраструктуры. Нам есть над чем работать.

Читайте также:  К действующим льготам добавили новые

– Не мешает ли реализация олимпийских проектов работе СКЖД?

– Реализация крупных проектов в какой-то мере даже помогает дороге, но нельзя сказать, что мы рассчитываем только на них. Так, за счет снижения более чем на 63% от уровня прошлого года количества неполновесных поездов средний вес грузового поезда увеличился на 46 тонн. Вырос и средний состав грузового поезда на 4,5 вагона. Выполнение задания по среднему весу грузового поезда составило 102,2%, по производительности локомотива – на 108%, участковая скорость превысила заданную на 1,5 км/ч. Добились и существенного уменьшения простоя вагонов под грузовыми операциями.

Реализация крупных проектов в какой-то мере даже помогает дороге, но нельзя сказать, что мы рассчитываем только на них. Так, за счет снижения более чем на 63% от уровня прошлого года количества неполновесных поездов средний вес грузового поезда увеличился на 46 тонн. Вырос и средний состав грузового поезда на 4,5 вагона. Выполнение задания по среднему весу грузового поезда составило 102,2%, по производительности локомотива – на 108%, участковая скорость превысила заданную на 1,5 км/ч. Добились и существенного уменьшения простоя вагонов под грузовыми операциями.

Автор: Игорь Евдокимов