Консолидация работы железнодорожников и региональных властей поможет смягчить последствия кризиса.

Взаимосвязи и координации работы холдинга с госструктурами, а также с региональными властями в этом году будет уделяться особое внимание. О задачах, стоящих перед департаментом по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД», нашему корреспонденту рассказал его начальник Виктор Ребец.

– Виктор Иванович, давайте подведем итоги 2008 года.

– Департамент в течение года выстраивал системные отношения с органами власти на всех уровнях, начиная с правительства и Госдумы. Много пришлось поработать для внесения поправки в закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. Долго не было понимания нашей постановки вопроса о необходимости сохранить контроль «Российских железных дорог» над теми активами, которые включены в уставный капитал и являются технологической частью обеспечения перевозок. Речь идет о том, что наши тяговые подстанции, линии продольного электроснабжения планировалось передать в ведение Федеральной сетевой компании. Но мы доказали, что данное решение было бы неверным, так как содержит огромное количество рисков, связанных с осуществлением перевозок.

Убедить Госдуму и правительство удалось во многом благодаря позиции субъектов Российской Федерации. 53 региона поддержали наше предложение о необходимости сохранить сетевые объекты в имущественном комплексе «Российских железных дорог» как технологическую составляющую перевозок.

Хотя, надо сказать, и у регионов были опасения. Особенно там, где часть населенных пунктов других источников подключения к электроэнергии, кроме как к нашим подстанциям, не имеет. Сенаторы говорили о том, что ориентированность железнодорожной инфраструктуры на перевозки может создать риски с обеспечением электроэнергией сторонних пользователей. В качестве компромисса было решено создать специальную группу при Минпромторге, которая разработает алгоритм и систему взаимодействия всех участников – генерирующих компаний, сетевых и сбытовых.

Читайте также:  Свежие перевозки

Много важных решений было принято в интересах ОАО «РЖД» на уровне Правительства РФ. Например, решение о включении в тариф инвестиционной составляющей как источника для реализации инвестиционных проектов. Впервые отдельные средства из бюджета были выделены и внесены в уставный капитал компании для реализации конкретного проекта – строительства объектов транспортной инфраструктуры к Олимпийским играм в Сочи.

– В прошлую нашу с вами встречу у РЖД были соглашения с 13 регионами, сколько еще регионов присоединилось?

– К концу 2008 года подписано 30 соглашений, предусматривающих до 2011 года поэтапный выход на полное возмещение убытков, связанных с регулированием тарифов на пригородные перевозки. В конце декабря были подписаны соглашения с Бурятией и Волгоградской областью. Эти документы, помимо обязательств о поэтапном выходе на полное возмещение убытков, предусматривают переход на контрактные договорные условия организации пригородных перевозок.

Это совершенно иной формат, здесь появляется функция заказчика и исполнителя заказа, а это другой уровень взаимоотношений – работает нормальный рыночный механизм. И при организации пригородных перевозок он имеет целый ряд преимуществ для субъектов.

– А какие?

– Субъекты Федерации для транспортного обслуживания населения привлекают автомобильный, железнодорожный и в отдельных случаях речной транспорт. И каждому из них нужна господдержка. Заказчик может сравнить затраты на перевозки каждым видом транспорта, объемы перевозок и необходимых компенсаций и субсидий.

Читайте также:  Новые вагоны для РЖД

В октябре-декабре мы обсудили эти аспекты на совещаниях под руководством полномочных представителей президента в федеральных округах. Участвовали все губернаторы, и была достаточно активная дискуссия о возможности замещения пригородных железнодорожных перевозок на отдельных участках другими видами транспорта. Например, губернатор Калининградской области Георгий Боос отметил: «Я пришел к выводу, что на трех участках, где курсируют дизель-поезда, более выгодно автобусное движение».

Возможно, это и так. Но для нас, самое главное, должна быть понятна перспектива. Если правительство области примет такое решение, то мы передадим избыточный подвижной состав на другие участки, где он будет необходим. А это тоже путь оптимизации.

– Финансовый кризис как-то повлиял на выстраивание отношений с регионами?

– Я думаю, кризис показал, что необходимо более четкое и слаженное взаимодействие между региональными властями и железными дорогами. К сожалению, сегодня целый ряд промышленных предприятий потерял рынки сбыта, в результате загрузка мощностей ОАО «РЖД» снизилась, мы стали получать меньше доходов. Производства где-то перешли на сокращенный режим работы, где-то вообще закрылись. И это вызывает рост социальной напряженности в регионах. А этот фактор губернатор не может не учитывать. И тут консолидация наших возможностей создает условия для смягчения ситуации.

– В чем это выражается?

– ОАО «РЖД» нуждается в новом подвижном составе и, несмотря на кризис, планирует продолжить его закупку. Это обеспечит загрузку производственных мощностей транспортного машиностроения, что позволит предприятиям создавать рабочие места, формировать доходную часть регионального бюджета по налогам. Например, в прошлом году был достигнут максимальный объем закупок новых пассажирских вагонов на Тверском заводе – 1047 единиц, приобретено 460 локомотивов, производимых на заводах в Ростовской, Московской, Брянской областях. На предприятиях Свердловской области закуплено новых вагонов, локомотивов, рельсов более чем на 52 млрд руб. Мы, естественно, рассчитываем на то, что губернаторы будут поддерживать предложения по сохранению инвестпрограммы ОАО «РЖД». Второе направление – это реализация наших инфраструктурных проектов. Они позволяют привлечь для работы высвобождающиеся кадры – как с предприятий, где производственная программа была сокращена, так и, возможно, с предприятий железнодорожного транспорта.

Читайте также:  Быстрая «нитка»

– США, как известно, в свое время выходили из тяжелейшего экономического кризиса, активно строя дороги. Применим ли этот опыт в России?

– Рецепт купирования кризисных явлений через масштабное развитие инфраструктуры использовался и в Америке, и в Европе. И он срабатывал. Надеемся, сработает и у нас. В прошлом году общий объем средств, направленных на поддержку пригородных перевозок и реализацию совместных инвестиционных проектов, возрос примерно на 400 млн руб. Мы стремимся к тому, чтобы параметры, зафиксированные в соглашениях с регионами, сохранились. Надеемся, что и субъекты подтвердят те суммы, которые были предусмотрены на совместно реализуемые проекты развития железнодорожной инфраструктуры.

Автор: Татьяна Комендант