К 2011 году компания намерена добиться от субъектов Федерации полного возмещения убытков по пригородным перевозкам.

В Европе заказчики пригородных железнодорожных перевозок – муниципальные власти, которые вкладывают в их развитие большие деньги. О том, как этого добиться в России, рассказал начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Виктор Ребец.

– Субъекты Федерации являются организаторами транспортного обслуживания населения на их территории, в том числе и в пригородном железнодорожном сообщении. Так гласит 184-й федеральный закон, – напомнил Виктор Иванович. – Но дальше законодательная база развития не получила, и это сегодня является тормозом, что сказывается на масштабах поддержки пригородных перевозок со стороны субъектов.

– Я езжу на работу из Королева – электрички в часы пик битком набиты. Откуда убытки?

– Одна из причин – низкие тарифы, экономически необоснованные. Другая – льготники, источник возмещения выпадающих доходов пока не определен (как, например, по студентам и школьникам). И, кроме того, значительная часть пассажиров ухитряется ездить без билетов. Пытаемся этому противостоять. На сегодняшний день турникеты есть на шестидесяти станциях и вокзалах, и ежегодно их количество увеличивается.

Есть хороший опыт по взаимодействию с властью через формирование совместных пригородных компаний. В Московском регионе создана Центральная пригородная компания. Ее учредители – правительства Москвы и Московской области (с пакетами акций 25%+1) и ОАО «РЖД».

У новой компании есть возможность все внимание сконцентрировать на том, как спланировать график, обустроить пассажирское хозяйство, подготовить поезда, улучшить выручку, исключить поездки без оплаты. Компания не все еще сделала, но то, что сумела существенно увеличить объем выручки, – это очевидно.

Читайте также:  Валерий Першин: "Меньше потреблять, меньше выбрасывать"

– За счет чего?

– Прежде всего за счет организации контроля в поездах. И за счет альтернативного предложения по качеству и скорости поездки. Они позволяют добиваться большей выручки. Опросы пассажиров, которые проводила компания, помогли определить ниши, которые будут востребованы. А в решениях областного правительства предусмотрена дифференцированная оплата в зависимости от комфортности поездки.

Недавно мы встречались с первым вице-мэром Москвы Людмилой Швецовой по вопросу принятия городом обязательства возмещать выпадающие доходы, связанные с проездом студентов и школьников. Было принято наиболее разумное решение – не делить студентов и школьников на жителей Москвы и Московской области.

Кроме того, мы договорились о том, что в текущем году в Москве будет разработан комплексный закон о транспортном обслуживании, который охватит внутригородской общественный и пригородный транспорт. А уже в следующем году перейдем на договорные, контрактные условия перевозок пассажиров. Такую же задачу мы ставим и в других регионах.

– Вы можете сравнить отношения с органами местной власти в столице и в других регионах?

– Пригородные перевозки осуществляются в 73 регионах. С 62 в этом году мы заключаем договоры. Они еще не носят формы государственных контрактов и в большинстве своем не предусматривают полного возмещении возникающих у нас убытков. Пока повсеместно достигнуто соглашение в отношении льготников, а в ряде регионов принято решение и о возмещении расходов, связанных с проездом студентов и школьников.

– Почему не со всеми регионами подписаны договоры?

– Ряд субъектов оценивают свое участие не как заказчики перевозок и не как орган власти, который пользуется правом регулировать тарифы на пригородные перевозки. Они пока еще не приблизились к пониманию своей ответственности. Формальный повод для этого – отсутствие законодательной базы. С ними нам нужно работать активнее.

Читайте также:  Все под одной крышей

А вот с 62 субъектами мы все-таки нашли понимание. Причем в текущем году их стало на 10 больше. Мы учитываем как прямые бюджетные средства, так и средства, которые направляются субъектами на задачи, связанные с обеспечением безопасности движения на переездах, на совместное строительство объектов пассажирского хозяйства, на поддержку наших объектов здравоохранения и социальной сферы.

Мы рассчитываем, что в этом году сумеем создать условия для поэтапного перехода на полное возмещение выпадающих доходов, связанных с регулированием тарифов. А к 2011 году должны выйти на полное возмещение. При этом мы предлагаем регионам уравновесить их обязательства нашими. В этот переходный период мы не будем предъявлять каких-либо штрафных санкций, судебных требований о полном возмещении. Выделенные средства будут направляться на развитие пассажирского комплекса и повышение качества транспортных услуг в данном регионе.

– При условии, что будет движение вперед?

– Безусловно. Мы такие обязательства принимаем на себя в отношениях с теми субъектами, с которыми уже подписали соответствующие документы.

– От чего зависит сегодня решение этой задачи – от понимания проблемы на уровне руководства региона или от экономического состояния субъекта?

– Многие регионы являются дотационными. Мешает и отсутствие законодательной базы, которая бы четко определила полномочия и ответственность регионов. Хотя там, где понимание есть, наши потери частично компенсируются.

– Слышала, что с властями Красноярского края у РЖД хорошие взаимоотношения…

– Да. Но сами по себе они вдруг хорошими не стали. Это результат работы лично президента компании и руководителей Красноярской железной дороги. Здесь впервые был закреплен принцип поэтапного перехода к полному возмещению убытков, приняты взаимные обязательства о паритетности в обновлении парка пригородных поездов и развитии совместной пригородной компании.

Читайте также:  Некоммерческий трансфер

Край скрупулезно выдерживает свои обязательства, в том числе и достаточно тяжелые, с большим трудом принимавшиеся обязательства о приобретении электропоездов. Наша компания опережающими темпами развивает инфраструктуру железнодорожного транспорта и таким образом создает условия роста экономики края и уровня жизни населения.

Этот пример не единственный. Очень позитивно развиваются взаимоотношения с регионами Уральского федерального округа, Центрального, Северо-Запада.

– А с какими регионами вообще не удается достичь взаимопонимания?

– По крайней мере, по пригородным перевозкам с регионами Южного федерального округа. Хотя Ростовская область, Ставропольский край, Краснодарский край, где необходимость пригородных перевозок очевидна, не самые бедные регионы. Но там не сформировалась позиция у администраций о необходимости их участия в организации пригородных железнодорожных перевозок. Они считают, что эти перевозки могут быть самоокупаемыми, как автомобильные. С этими регионами нам еще предстоит работа.

– Как решить эту проблему на государственном уровне?

– Разработан проект федерального закона о транспортном обслуживании населения в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Он был внесен в Думу на рассмотрение в конце прошлого года, и сегодня мы стараемся добиться поддержки и в министерствах, и в самой думе. Получили поддержку в комитете по транспорту Госдумы. Мой вчерашний руководитель Владимир Клименко избран депутатом Госдумы, сейчас он заместитель руководителя комитета. У него опыт, он хорошо знает проблемы отрасли. Думаю, будут выработаны разумные решения.