Глава Дирекции железнодорожных вокзалов намерен задействовать для обслуживания пассажиров более ста тысяч свободных квадратных метров.

Долгое время застать Будовского в кабинете никак не удавалось: помощник неизменно отвечала, что руководитель на объезде вокзалов. Окно для интервью в итоге удалось выкроить только в субботу – руководитель ДЖВ наотрез отказался терять драгоценное рабочее время.

– Виктор Григорьевич, давайте начнем с общего вопроса: с чем в первую очередь связано создание дирекции и какие вопросы она будет решать?

– Долгое время, как вы знаете, основное внимание уделялось подвижному составу, путевому хозяйству, обеспечению безопасности перевозок, а вокзалы финансировались по остаточному принципу, зачастую на них не оставалось средств. В прошлом году советом директоров компании и ее президентом было принято решение о создании дирекции. Она должна организовать стабильную работу вокзалов так, чтобы они стали прибыльными. Ведь сегодня, как ни странно, мы имеем убыточные вокзалы.

Сейчас разрабатывается новый тариф на дальние пассажирские перевозки, где будет прописана и составляющая вокзалов. А также в ближайшее время предстоит решить вопрос о той части прибыли, которую мы должны получить от реализации пригородных билетов. Думаю, что из этого источника можно будет  направлять средства на ремонт и реконструкцию зданий.

Взять хотя бы тот же Курский вокзал в Москве, который находится в тяжелом состоянии. Я имею в виду не только людей без определенного места жительства и хаотичную торговлю, но и его техническое состояние. Нам предстоит капитально отремонтировать как само здание, так и внутренние коммуникации. Сейчас для вокзальных комплексов разрабатывается серьезная инвестиционная программа, реализовав которую мы смело можем сказать: «Вокзал – парадный вход в компанию». Кстати, уже готов макет полной реконструкции Курского вокзала, я его видел, и он впечатляет.

– Нашим читателя будет интересно узнать, как планируется реконструировать здание Курского вокзала.

– Новое здание будет снесено, останется только старый вокзал как памятник архитектуры – там действительно есть на что посмотреть. Над путями предполагается разместить сверхпрочные конструкции, на которых будут располагаться торговые центры и офисы, а под ними вся железнодорожная инфраструктура, парки. Будут и парковки почти на 30 тысяч автомобилей. На эскизах все выглядит очень красиво и современно. Курский вокзал после реконструкции может стать самым крупным в Европе.

– Как вы оцениваете общее состояние вокзальных комплексов?

Читайте также  Пассажирооборот ОАО «РЖД» увеличился на 15%

– В прошлом году Росжелдорпроекту было поручено обследовать техническое состояние и дать свое заключение по сорока самым крупным вокзальным комплексам. По заключению проектного института, необходимо около двух миллиардов рублей, чтобы привести эти здания в порядок. Думаю, эти средства мы найдем, тем более что интерес к вокзалам проявляют не только российские, но и зарубежные компании – из Японии, Италии, Франции, Финляндии и других стран. Они предлагают организовать совместный бизнес, принять участие в реконструкции, перепланировке и обеспечить высокий уровень обслуживания пассажиров. Много предложений и от регионов, которые тоже готовы участвовать в проектах.

– Сейчас начата реконструкция только столичных вокзалов?

– Нет, занимаемся сразу всеми. Вот мне прислали заключение экспертной комиссии и фотоматериалы из Мурманска, где здание вокзала находится в сложном техническом состоянии. Ранее было запланировано выделить им на ремонт 3,9 миллиона рублей, но сейчас эту сумму значительно увеличим. На очереди капитальный ремонт железнодорожного вокзала в Астрахани. Начата реконструкция вокзальных комплексов станции Грязи Воронежской области и станции Анжерская Западно-Сибирской железной дороги. Будем приводить в порядок вокзалы Москвы, Рязани, Волгограда и многие другие. На эти цели выделено 900 миллионов рублей, 200 из которых пойдут на приобретение новых информационных табло. Но если учесть, что у нас 323 вокзала, средства пока пойдут только на решение первоочередных задач.

– Кстати, в регионах интересуются: почему дирекция объединила именно эти вокзалы, и без того самые лучшие, перспективные и прибыльные?

– Действительно, всего в России больше пяти тысяч вокзалов. Из них мы взяли внеклассные, первого, второго и третьего классов. Выделили пока те вокзалы, которые ориентированы в основном на обслуживание пассажиров дальнего следования. Многие отошли к пригородным дирекциям. К тому же есть вокзалы, где помещение для обслуживания пассажиров составляет только небольшую часть здания, остальное занимают различные службы железной дороги, там невозможно выделить собственно вокзальную часть в отдельное хозяйство. Пока мы взяли самые большие вокзалы, потому что там очень много площадей, которые в прямом обслуживании пассажиров не задействованы. У нас более ста тысяч свободных квадратных метров…

– Площади, понятное дело, должны приносить доход. Но в регионах в связи с этим проявляют беспокойство: не получится ли так, что при заключении договоров с компаниями, которые хотят разместить свой бизнес на вокзалах, предпочтение будет отдано тем, кто больше даст денег, а не тем, чьи услуги больше нужны пассажирам?

Читайте также  Осмотровый балласт

– Вот для этого как раз президентом компании и поставлена задача – разработать концепцию использования вокзальных площадей. Мы сейчас определяем направления развития видов деятельности на вокзалах и привокзальных площадях, чтобы повысить качество обслуживания, расширить ассортимент услуг. Конечно, можно сделать единую схему, но мы стараемся подходить к каждому вокзальному комплексу индивидуально, в зависимости от пассажиропотока, направлений, уровня зарплаты в регионе.

– Может, лучше кресел больше поставить, а то  пассажиру зачастую присесть негде?

– Правильно говорите. Кресла закупались последний раз лет двадцать назад. Устарели и тележки для носильщиков, и технические средства для обслуживания пассажиров. Нужны и новые автоматические камеры хранения, которые могли бы принимать бумажные деньги и давать сдачу, и средства информационно-справочного обеспечения. Для решения этих задач у нас уже есть предложения от завода в Малоярославце, который раньше снабжал  техникой почти весь  пассажирский комплекс. Есть и очень интересные предложения от зарубежных партнеров. Ориентируясь на потребности пассажиров, дирекция выберет наиболее интересные и проведет конкурсный отбор претендентов. Службой маркетинга, которая проводит  опросы, выявлены пожелания пассажиров.

Во-первых, необходимо упорядочить торговлю, улучшить качество и  расширить ассортимент товаров, привлечь известные торговые марки. Во-вторых, обеспечить должный уровень безопасности и чистоты. В-третьих, на вокзалах должен быть полный перечень услуг, необходимых пассажиру. Недавно я столкнулся с ситуацией, когда мужчина обежал весь вокзал в поисках копировального аппарата, чтобы сделать копию свидетельства о рождении ребенка. Нужна такая услуга? Конечно, нужна. А вот игорный бизнес, неуместный на вокзалах, с 1 июля будет упразднен. Освободившиеся площади мы передадим под детские игровые площадки и другие услуги, наиболее востребованные пассажирами.

– На вокзалах иногда не хватает мест в комнатах отдыха и в комнатах матери и ребенка. Планируете ли вы их как-то расширять?

– Пассажиры тоже спрашивают нас об этом. Эту проблему мы решим другим способом. Уже принято решение по строительству привокзальных гостиниц на территориях, принадлежащих железной дороге. Это будут многоэтажные, доступные по ценам гостиницы, в которых смогут останавливаться не только транзитные пассажиры РЖД, но и те, кому не по карману дорогие отели. При этом комнаты отдыха в зданиях вокзалов не закроют, а, наоборот, повысят в них комфорт и количество мест.

Читайте также  На учебу дадут кредит

– Наведение порядка на вокзалах наверняка потребует больших денежных вложений…

– Отчасти да. Хотя средства, например, на уборку территории выделяются, просто надо ими правильно распорядиться. К примеру, Павелецкий вокзал сегодня обслуживают 30 фирм. Это 30 аппаратов, 30 директоров, и все – генеральные. Причем многие из них набирают недобросовестных работников. Будем отказываться от таких услуг. Дирекция является филиалом крупной компании, и сотрудничать мы хотим только с теми, кто уже имеет имя, за кого нам не будет стыдно перед пассажирами. Сейчас к нам приходят организации, известные во многих городах. Они убирают аэропорты, банки, солидные административные здания и торговые комплексы. Мы берем только тех, кто вооружен всем необходимым для работы, кто себя уже проявил с лучшей стороны.

– Работники вашей дирекции на местах интересуются, останутся ли у них прежние льготы и социальные гарантии после выделения вокзалов в отдельную структуру.

 – У нас есть коллективный договор, где все это прописано. Никто ничего не потеряет. Мы же все работаем в одной из самых больших структур в мире – в ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время для работников вокзалов разрабатывается новая форма, которая будет оформлена в корпоративных цветах и будет соответствовать недавно представленному новому бренду ОАО «РЖД». Дежурные по вокзалу займут самое видное место, так как являются организаторами всех вокзальных структур. Ведь главное в работе дежурных – это пассажир с его интересами, проблемами и вопросами. На это тоже никаких дополнительных денег не надо. Для реализации всего этого нужны только время, силы, терпение и желание двигаться вперед.

Досье

Будовский  Виктор Григорьевич. Родился в 1948 году в Орловской области в семье путевого мастера. Окончил железнодорожный техникум, Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта и Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Трудовой стаж – от помощника машиниста на Московской железной дороге до начальника станции города Орел. В 1999 году назначен начальником Калининградской железной дороги. В прошлом году стал советником президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, а в апреле нынешнего возглавил Дирекцию железнодорожных вокзалов.

Удостоен званий «Почетный железнодорожник» и «Заслуженный предприниматель России». Награжден золотой медалью Российско-Швейцарского бизнес-клуба «За безупречную деловую репутацию».

Беседовала Татьяна Комендант