В условиях падения обемов перевозок ОАО «РЖД» идет на заморозку и даже на снижение тарифов.
Экономическая ситуация последнего года потребовала внести коррективы в работу буквально всех подразделений ОАО «РЖД». О том, как работает в новых условиях департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике, мы попросили рассказать начальника департамента Вячеслава Петренко.
– Вячеслав Александрович, как повлиял кризис на тарифную политику?
– Кризис на тарифную политику РЖД практически не повлиял. Если цены на потребительские и промышленные товары в последнее время росли, то на железнодорожных тарифах это не отразилось. Они росли меньшими темпами, чем инфляция. Например, если у нас «плановая» индексация тарифов в 2009-м в среднем составит 8%, то инфляция за 7 месяцев уже превысила 8%, а к концу года ожидается на уровне 12%.
– Ну а те изменения, которые все-таки происходят в тарифной политике, связаны с кризисом или это плановые изменения?
– И то и другое. В связи с тем что тарифы на транзитные перевозки установлены в валюте, изменение соотношения российского рубля и мировых валют повлияло на конкурентоспособность грузов, производимых в СНГ. Поэтому мы сформировали конкурентные тарифные условия. Например, по транзитным контейнерным перевозкам через погранпереходы Забайкальск и Наушки с 1 июля исключительные тарифы были дополнительно снижены на 20%.
Установлены понижающие коэффициенты на перевозки легковых автомобилей во внутрироссийском сообщении, на экспорт через российские порты в поясах дальности от 1 тыс. км до 3 тыс. км, на экспорт через погранпереходы России сжиженных углеводородных газов в собственном подвижном составе со станции Тобольск (СвЖД).
Введены исключительные тарифы на перевозки стабильного газового конденсата в собственных вагонах со станции Лимбей (СвЖД) на экспорт через российские порты и возврат порожняка.
– Что делается в области тарифной политики для привлечения клиентов?
– Продлены исключительные тарифы, действовавшие в прошлом году на перевозку угля, черных металлов, сырой нефти, нефтепродуктов, зерна и продуктов перемола, рыбы и других грузов.
Оптимизируется перечень и уровень договорных тарифов. Отменено взыскание сборов за 28 видов дополнительных работ и услуг, оказываемых железнодорожниками. В первом полугодии размер договорных тарифов оставался на уровне 2008 года. В июле из Единого перечня услуг исключили сбор за принятие и выполнение заявок на перевозки грузов ранее сроков.
– Конкуренты тоже как-то влияют на тарифную политику? Например, автомобильный транспорт, который активно развивается, где-то захватывает рынки перевозок…
– ОАО «РЖД» уже обращалось в Правительство РФ с просьбой выровнять условия работы на рынке грузовых перевозок. Автоперевозчики должны платить за пользование инфраструктурой такую же составляющую от тарифа, какую сегодня, скажем, платит грузоотправитель на железнодорожном транспорте. Ведь инфраструктура у них, не считая условного налога, практически бесплатная.
За рубежом налог на автомобильные перевозки совершенно другой, чем в нашей стране. Кроме того, там есть ограничения по нагрузке на дорожное полотно, при движении большегрузных автомобилей в дневное и в ночное время, жесткие экологические требования. В частности, таких грузовых автомобилей, загрязняющих атмосферу, как у нас, в Европе вы не найдете.
Кроме того, у них есть зоны, через которые транзит грузовых автомобилей недопустим. То есть существует целый ряд требований, которые стимулируют грузоотправителей перевозить продукцию более экологичным и безопасным транспортом – железнодорожным.
Именнно поэтому там развиты комбинированные перевозки – автомобильные фуры и целые автомобильные поезда ставят на железнодорожные платформы, и они следуют транзитом даже через государства. В Европе больше взаимодействия, чем конкуренции. И это оптимальная модель взаимодействия грузоперевозчиков в одной стране.
– Как отлажено взаимодействие с дорогами по вопросам тарифной политики?
– Проблемы, с которыми сталкиваются дороги в повседневной жизни, мы решаем совместно. В частности, это касается трактовок документов, вопросов формирования тарифной политики на местах таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность, повысить эффективность перевозок по магистрали.