Будущих железнодорожников находят на школьных олимпиадах.

В этом году прием абитуриентов в вузы и ссузы проходил по новым правилам. Это заставило изрядно поволноваться бывших школьников, их родителей и преподавателей. О результатах работы приемной комиссии главного железнодорожного вуза России нашему корреспонденту рассказал первый проректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Валентин Виноградов.

– Валентин Васильевич, как проходила кампания по набору студентов в этом году?

– Сложность была в том, что изменился порядок набора студентов – мы перешли на прием абитуриентов по результатам ЕГЭ (Единого государственного экзамена). Кроме того, прием документов на все формы обучения – очную, заочную и платную – начинался и заканчивался одновременно. Абитуриент мог подавать документы на все формы, виды и основы обучения. Если он не поступил на очную форму обучения, то до 21 августа ему нужно было определиться, куда поступать: на платное отделение или на заочное. Мне кажется, что эту процедуру – сроки подачи документов – можно было бы развести по времени, чтобы пощадить нервную систему бывших школьников.

Впрочем, в отличие от других вузов мы оказались в выигрышном положении, потому что тесно работаем с ОАО «РЖД». Среди наших студентов большая доля целевиков – ребят, направленных на учебу предприятиями ОАО «РЖД», куда они придут работать после получения диплома.

Читайте также:  Пакуйте чемоданы. Электронные…

– Так их результаты ЕГЭ не касались?

– Непременно касались. Только они нам приносили не копии, а оригиналы документов. Такой абитуриент уже профориентирован, он знает, что идет на определенную специальность. Благодаря этому мы на первой волне – 4 августа – смогли зачислить на очную форму обучения 61% абитуриентов. Через неделю вывесили списки рекомендуемых для зачисления на втором этапе. На этой стадии набрали всего 9% от плана приема. И уже оставшиеся 30% – на третьей волне.

– Чем еще отличается нынешний прием от прошлогоднего?

– Если в прошлом году на 1560 бюджетных мест у нас было 5400 заявлений, то в этом – уже 28 тыс.! Конкурсы выросли до 30–40 человек на место. Большинство поступающих, чтобы подстраховаться, подавали документы сразу на несколько специальностей.

Добавил проблем и тот факт, что больше возможностей получили льготники. Они идут вне конкурса. Причем их количество практически не изменилось – всего на несколько человек больше, чем в прошлом году. Но возможность подачи заявлений на все специальности они использовали стопроцентно – на 47 льготников 250 заявлений. И во всех списках они, понятное дело, были первыми. Ну определись ты заранее, кем хочешь стать, и подавай заявление на одну специальность, все равно ведь пройдешь!

Читайте также:  Чур я машинист!

Такая же ситуация с «платниками». Каждый абитуриент подает заявление на бюджетную форму обучения, обязательно – на платную и еще на вечернюю, на всякий случай. Подходит срок, и надо определиться, куда отнести оригиналы документов: на платное, на бюджет, на вечерний.

Понятно, что каким бы ни был порядок приема, школы, вузы и родители в любом случае адаптируются к заданным условиям, но хочется знать их заранее. Мне это подсказывает опыт – это был 13-й набор с тех пор, как я работаю проректором.

– Как совпало – 13-й и самый тяжелый!

– В любом случае каждый год что-то меняется, вносятся изменения. И мы не против, но у нас единственное желание: если кто-то собирается вводить новые правила приема, то давайте определимся заранее – в октябре. Чтобы школьники и родители знали, как им готовиться к поступлению, чтобы все шло планомерно.

Если же говорить конкретно о МГУПСе, то с этого года мы стали громадным университетским учебным комплексом. В состав университета входят 54 филиала и представительства: к нам присоединились Российский государственный открытый технический университет путей сообщения со всеми его филиалами, 18 техникумов и колледжей в разных регионах России. Поэтому организовать прием студентов надо было во всех этих учебных заведениях.

Читайте также:  Виталий Вотолевский: Увы! Жильё дешеветь точно не будет

В итоге большая работа, которая началась еще в январе, завершена успешно – полностью выполнили план приема по всем направлениям, специальностям и формам обучения. В целом же, подводя итоги летней кампании, оценивая наши встречи с родителями и абитуриентами, скажу, что все те, кто хотел попасть именно в наш вуз, поступили.

– Бытует мнение, что в вузы приходят все более слабые абитуриенты, а что вы можете сказать на этот счет?

– На мой взгляд, слабых студентов действительно стало больше. Но есть ребята просто замечательные! Наметилась хорошая тенденция: если лет десять назад многие приходили за дипломом, и дальше он у них был как охранная грамота, то сейчас – за знаниями. С такими студентами интереснее работать. Да и на железную дорогу придут грамотные, высококвалифицированные специалисты. Кроме того, для отбора одаренных ребят, профессионально ориентированных на железнодорожный транспорт, мы проводили школьную олимпиаду, по результатам которой ребят в вуз зачисляют вне конкурса. Теперь ежегодно правительство будет определять вузы, в которых будет проводиться олимпиада. Мы уже подали заявку на следующий год. Надеюсь, что нам пойдут навстречу и мы получим право на проведение олимпиад по математике, физике и русскому языку.

 

Автор: Татьяна Комендант