Холдинг разработал целый пакет антикризисных мероприятий. И каждый работник должен осознать важность их выполнения

Убеждать качеством

Железнодорожники быстрее других ощутили влияние мирового финансового кризиса на экономику России.

Октябрь на сети закончен с общим объемом погрузки 3 млн 624 тыс. тонн в сутки, что ниже плана почти на 3,8% и на 4,4% ниже уровня октября прошлого года.

Было недогружено около 2 млн 700 тыс. тонн черных металлов, 1 млн тонн цемента, 600 тыс. тонн лесных грузов. Совокупные потери по погрузке руды, химикатов и удобрений «перевалили» за 2 млн тонн. Убытки компании составили 5,2 млрд руб.

Эта тенденция продолжается и в ноябре: ежедневно компания получает до 5 тыс. отказов от ранее запланированных перевозок.

По мнению президента, новые реалии требуют от сотрудников ОАО «РЖД» не только более четкой и организованной работы, но и изменения поведения на рынке железнодорожных перевозок: более гибкой ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками продукции и услуг, активной борьбы за каждую тонну груза, продвижения своих услуг грузовладельцам.

И возможности есть. К примеру, можно увеличить долю перевозок сельскохозяйственных грузов, потому что намолот зерна в стране – рекордный, выше уровня прошлого года почти на 20%. Есть резервы на рынке продовольственных товаров. В этом году РЖД погрузили только 0,5 млн тонн рыбы при почти 2,5 млн тонн улова, привел пример президент компании, а фруктов и овощей на железнодорожный транспорт привлечено еще меньше – около 3% их производства.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, по мнению Владимира Якунина, необходимо сократить сроки рассмотрения заявок на перевозку, ликвидировать ограничения на погрузку грузов в различные типы подвижного состава, максимально снять конвенционные запреты. И, конечно, повышать качество транспортного обслуживания.

Президент компании доложил участникам селекторного совещания, что по инициативе ОАО «РЖД» в октябре прошел ряд встреч с крупнейшими грузовладельцами, которые одновременно являются и владельцами крупнейших операторских компаний, чтобы вместе выработать решения по повышению эффективности использования подвижного состава инвентарного и приватного парков.

Новые маршруты — новые клиенты

Одна из главных задач сегодня – повышение конкурентоспособности на рынке перевозок.

Говоря о конкретных шагах в этом направлении, президент компании отметил, что в условиях повышающейся конкуренции с другими перевозчиками холдингу нужно обратить особое внимание на поиск новых направлений во взаимодействии с клиентами.

К примеру, 8 октября стартовал проект Красноярской магистрали, ОАО «ТрансКонтейнер» и предприятий лесоперерабатывающей промышленности Красноярского края по перевозке пиломатериалов в контейнерах из Лесосибирска в египетский порт Александрия через порт Ростов.

Важным достижением стал и запуск электропоездов от вокзала Екатеринбурга до аэропорта Кольцово – совместный проект Свердловской дороги, региональных и муниципальных властей, ОАО «Аэропорт Кольцово». Екатеринбург стал вторым российским городом после Москвы, где открыто железнодорожное сообщение между центром города и аэропортом.

Читайте также:  Незатратные жестянки

А 15 октября в Москву с Дальнего Востока прибыл первый маршрутный поезд с автомобилями Mazda, организованный дочерним обществом ОАО «РЖД» – компанией «РейлТрансАвто». Срок доставки автомобилей из Японии в Москву через Дальний Восток, которая отныне станет регулярной, составляет всего 18 дней. Это значительно быстрее морской доставки через порты Финляндии (около 50 дней).

На зарплате не экономим

В октябре средняя заработная плата работников компании, занятых на перевозках, составила 25335 руб. В связи с ростом потребительских цен в III квартале этого года с 1 ноября зарплата проиндексирована еще на 1,7%.

«Это результат продуманной политики правления компании и работы всего коллектива ОАО «РЖД», – заверил Владимир Якунин, – вы заработали эти деньги, а правление поощряет тех, кто предан компании и активно работает. Но нынешние форс-мажорные обстоятельства требуют усилий не только от руководителей, но и от каждого специалиста. Грубые нарушения безопасности движения, дисциплины, прогулы и появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения будут основанием для увольнения. Повышение уровня оплаты труда должно подкрепляться соответствующей эффективностью работы».

С начала года, напомнил Владимир Якунин, в компании обеспечена хорошая динамика роста производительности труда. Однако при росте зарплаты в октябре, когда объемы перевозок снизились, темпы прироста производительности труда сократились более чем вдвое.

Для того чтобы сохранить рост производительности даже при «нулевой» или отрицательной динамике, Владимир Якунин предложил временно приостановить прием новых работников на сеть железных дорог за исключением выпускников вузов, техникумов, колледжей, обучавшихся по целевым направлениям, и тех демобилизованных из армии, кто был призван на военную службу из компании. А при неполной загрузке работников необходимо предусмотреть возможности совмещения ими специальностей, организовав при этом обучение.

Мало учили

Чтобы выиграть конкурентную борьбу с другими перевозчиками, сети железных дорог в нынешних условиях крайне важно наладить безаварийную работу. К сожалению, пока эту задачу выполнить не удается…

Несмотря на 20-процентное снижение аварийности по сравнению с уровнем прошлого года, в прошедшем октябре были допущены 2 столкновения грузовых поездов (на Свердловской и Красноярской дорогах), 3 схода грузовых поездов (на Северной, Куйбышевской и Свердловской магистралях), 3 случая проезда на запрещающий сигнал (на Октябрьской, Южно-Уральской и Восточно-Сибирской дорогах), а также отправление поезда по неготовому маршруту на Дальневосточной магистрали.

При этом проезд 12 октября на станции Калище Октябрьской дороги пригородного поезда на запрещающий сигнал светофора президент выделил особо. Дело в том, что машинист поезда находился в состоянии алкогольного опьянения.

По мнению президента компании, это говорит об отсутствии надлежащего контроля за работой цехов эксплуатации. Причем данный случай произошел именно на той магистрали, которая была выбрана пилотной среди всех дорог сети с точки зрения выработки новых форм корпоративного управления.

Читайте также:  Грузоперевозки

Темпы должны быть повышены

Компании нужно оптимизировать инвестиционные затраты.

Президент призвал резко активизировать работы по текущим инвестиционным проектам.

Особую тревогу у руководства ОАО „РЖД” вызывают низкие темпы работ по таким программам, как «Организация скоростного движения Москва – Санкт-Петербург», «Строительство дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково» и «Комплексная реконструкция участка Трубная – Аксарайская».

В последние месяцы были снижены темпы реализации проектов «Организация скоростного сообщения Москва – Нижний Новгород», «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Ивангород».

Не выполняются запланированные объемы по развитию объектов локомотивного, вагонного и пассажирского хозяйств, железнодорожной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр в 2014 году.

В ноябре – декабре, напомнил президент, компании предстоит ввести в эксплуатацию основные фонды на сумму более 200 млрд руб., что почти вдвое превышает стоимость тех, которые введены за предшествующие десять месяцев. До конца года нужно завершить реализацию важнейших проектов: Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел, первый этап организации перевозки нефти в Китай и ряд других.

Для достижения всех поставленных целей Владимир Якунин предложил оптимизировать инвестиционные затраты. В том числе предъявлять штрафные санкции недобросовестным подрядчикам и поставщикам, не выполняющим обязательства, активизировать работу по снижению цен на поставляемую продукцию и не заключать договора на строительство объектов, которые не связаны с обеспечением перевозок и безопасностью движения.

Затянуть пояса

Из-за невыполнения плана по объемам и доходам от перевозок в октябре компания получила убыток в размере 5,2 млрд руб., а в целом за четвертый квартал невыполнение плана по доходам от грузовых перевозок и услуг локомотивной тяги ожидается более чем на 36 млрд руб. В этих условиях, по словам Владимира Якунина, компания принимает меры по улучшению управления оборотным капиталом.

К примеру, изменена политика расчетов ОАО «РЖД» с контрагентами: теперь им необходимо оплатить свои обязательства в течение 30 дней.

Для всех филиалов ужесточены нормативы по дебиторской и кредиторской задолженности.

А управлению планирования и нормирования материально-технических ресурсов поставлена задача привести нормативы запасов филиалов в соответствие с реальными объемами их работы. Кроме того, надо принять радикальные меры по оптимизации расходов. К примеру, плановые расходы на капитальный ремонт, выполняемый подрядчиками, уже снижены более чем на 5 млрд руб. Железным дорогам уменьшены плановые расходы на топливо и электроэнергию на 4,5 млрд руб., в том числе за счет снижения цен на нефтепродукты.

Читайте также:  Алексей Федотов: "Под напряжением 60-х…"

Владимир Якунин подчеркнул, что важнейшим инструментом оптимизации затрат должно стать снижение стоимости потребляемых ресурсов. В связи с этим он уточнил несколько важных моментов. Первое – в условиях снижения рыночных цен на черные и цветные металлы, строительные материалы снизить закупочные цены на потребляемую продукцию, а также стоимость ремонтных работ не менее чем на 30%, установить системный контроль за стоимостью строительно-монтажных работ.

Второе – оптимизировать численность персонала и расходы на оплату труда, исходя из реально выполняемых объемов работ.

Третье – пересмотреть планы капитального ремонта и инвестиционные программы с точки зрения целесообразности их реализации в существующих условиях.

При этом приоритет отдавать тем работам, которые выполняются филиалами и дочерними компаниями ОАО «РЖД».

Четвертое – сократить административно-управленческие затраты, в том числе на услуги связи и командировочные расходы.

Направлять специалистов в служебные командировки только в случае крайней необходимости.

Трудовой ноябрь

Завершая селекторное совещание, президент компании сформулировал главные задачи, стоящие перед коллективом компании в ноябре.

Сети необходимо обеспечить грузооборот в объеме 196,1 млрд ткм, получив не менее 67,6 млрд руб. доходов за грузовые перевозки, освоить пассажирооборот в объеме 13,9 млрд пасс.-км, обеспечив доходы за пассажирские перевозки не менее 9,9 млрд руб., в том числе в пригородном сообщении не менее 1 млрд руб.

А также выполнить запланированные объемы капитального ремонта основных фондов.

Для решения поставленных задач необходимо обеспечить прирост производительности труда по сети железных дорог не менее чем на 1,1%.

Проблемы создаем себе сами

Владимир Якунин обратил внимание участников селекторного совещания на серьезное отставание от графика ремонтных программ.

Хотя план капитального ремонта грузовых вагонов выполнен в октябре на 100%, ранее допущенное отставание не восполнено. При этом существенно недовыполняется программа ремонта вагонов собственности ОАО «Первая грузовая компания». Крайне неблагополучная ситуация сложилась в хозяйстве пути и сооружений, где по состоянию на 1 ноября объемы выполненного капитального ремонта пути составили только 95% от графика, а сдача в эксплуатацию – всего 78%.

Наибольшие объемы работ до конца года по капитальному ремонту пути необходимо выполнить на Свердловской, Западно-Сибирской, Приволжской, Дальневосточной, Северо-Кавказской и Октябрьской дорогах. По реконструкции пути наибольшие объемы работ предстоят на Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дорогах.

На ряде предприятий не выполнены в срок работы по разным видам ремонта подвижного состава.

К примеру, на Воронежском ТРЗ и Мичуринском ЛРЗ не успели капитально отремонтировать 49 секций тепловозов. Также Воронежским ТРЗ не выполнен план по среднему ремонту тепловозов в базовых депо на Юго-Восточной и Приволжской дорогах. Минский и Гомельский ВРЗ недовыполнили программу по капитальному ремонту на 4 вагона.