День железнодорожника – своеобразная дата подведения итогов работы отрасли. Минувший год для компании стал во многом знаковым. Запущено множество инвестиционных проектов, образована Первая грузовая компания, формируется Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Руководство отрасли нацелено на эффективное реформирование ОАО «РЖД», превращение компании в мощный транспортный холдинг.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов убежден, что компания на правильном пути, динамично развивается и ее ждет успех.
– Вадим Николаевич, немногим более года назад компания вступила в третий этап реформирования – инвестиционный. Каковы основные этапы этого периода?
– Привлекательные условия для инвестиций в те сегменты рынка железнодорожных услуг, где созданы необходимые условия для конкуренции, были сформированы еще на первых двух этапах реформы. На третьем этапе реформирования необходимо создать новые стимулы для притока инвестиций в отрасль.
Повышение инвестиционных возможностей самой компании может быть достигнуто в результате прекращения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок и продажи части акций дочерних предприятий ОАО «РЖД». Еще одним инвестиционным ресурсом для реализации проектов развития инфраструктуры является государственно-частное партнерство.
16 мая Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта Российской Федерации была одобрена Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования. Значимым элементом формирования целевой модели рынка станут мероприятия, направленные на развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами. Советом директоров ОАО «РЖД» уже принято решение о создании в 2007 году первой дочерней операторской Грузовой компании, в уставный капитал которой будет внесено 50 процентов парка грузовых вагонов компании. Этот подвижной состав (до 260 тысяч вагонов) будет задействован в конкурентных секторах.
– Расскажите о ключевых инвестиционных проектах компании. Какие из них уже удалось реализовать, а какие только планируется?
– В прошлом году начата реализация трех самых главных проектов компании по развитию инфраструктуры: транспортных направлений Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальний Восток и Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел. Суммарный объем инвестиций в проекты – более 100 миллиардов рублей.
Кроме того, в этом году компания начала реализацию проектов высокоскоростных пассажирских перевозок. Один из них – организация высокоскоростного пассажирского сообщения на участке Москва – Санкт-Петербург. Будут проведены работы по усилению инфраструктуры на этом направлении, что позволит сократить время движения пассажирских поездов до 3 часов 45 минут. Другой проект – Санкт-Петербург – Хельсинки. Он предусматривает реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург – Бусловская. Стоимость проекта составляет 59,9 миллиарда рублей в ценах 2007 года.
Кроме того, в связи с принятым решением о проведении зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи прорабатывается вопрос об организации скоростного движения пассажирских поездов на направлении Москва – Адлер с сокращением времени хода до 15 – 16 часов.
– Стратегия развития РЖД до 2030 года предусматривает, что в отрасль будет вложено порядка 10 триллионов рублей. На что пойдут эти деньги, где их предполагается изыскать? Какие важнейшие проекты войдут в Стратегию?
– Проектом Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривается два варианта развития железнодорожного транспорта – минимальный и максимальный. Они основаны на двух соответствующих сценариях развития экономики – инерционном и инновационном.
По минимальному варианту объем инвестиций на период 2008 – 2030 годов составляет около 8 триллионов рублей, по максимальному варианту – 10,8 триллиона рублей. При этом из общего объема инвестиций по максимальному варианту на модернизацию и развитие пропускных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта планируется направить 3,2 триллиона, на строительство новых железнодорожных линий – 4,5 триллиона, на обновление подвижного состава – 3,1 триллиона рублей.
В целом для реализации намеченных в Стратегии мероприятий холдинг «РЖД» предполагает направить собственные и заемные средства в объеме 5,4 триллиона рублей, это половина от общего объема. Из федерального и региональных бюджетов планируется получить 3,8 триллиона рублей, еще 1,6 триллиона – средства частных инвесторов.
Общая протяженность предлагаемых к строительству новых линий составит по минимальному варианту почти 15 тысяч километров, по максимальному – более 23 тысяч километров.
– Вадим Николаевич, что бы вы пожелали читателям в канун Дня железнодорожника?
– Прежде всего я хочу поздравить с профессиональным праздником всех тружеников отрасли и, конечно, ветеранов, которые передали нам эстафету и чутко следят за большими изменениями, происходящими сегодня в компании. На нашу работу обращено пристальное внимание руководства страны, да и всего населения. Это огромная ответственность, о которой нам нужно помнить всегда. И в этом смысле мне хочется сказать, что самый главный праздник для железнодорожников – это положительный результат их работы, главными критериями оценки которой являются высокое качество и гарантированная безопасность перевозок. И еще. 2007 год – это год 170-летия российских железных дорог. Нет нужды говорить, какой великий путь пройден за это время! Без преувеличения скажу: сейчас мы находимся на новом историческом рубеже. Перед компанией стоят огромной важности задачи, по сложности и масштабу сопоставимые с теми, которые возникали на ключевых этапах развития железнодорожного транспорта России. Их решение под силу лишь большому сплоченному коллективу. От каждого – от путейца до руководителей компании – зависит, какими железные дороги России будут дальше. По моему глубокому убеждению, они будут прочной основой, которая обеспечит благосостояние каждого гражданина России, стабильность и процветание государства на многие годы вперед…
Хочется поздравить всех, кто трудился и трудится на стальных магистралях, с этим юбилеем и пожелать всем нам успеха.
Беседовал Александр Шугаев