Экономические трудности не остановилиреализацию проектов скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения.

О ближайших перспективах развития скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения в России рассказал заместитель начальника управления пригородных пассажирских перевозок Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Юрий Денисов.

– Юрий Алексеевич, как реализуются на данный момент планы ОАО «РЖД» по организации скоростного и высокоскоростного движения?

– Сразу уточню: скоростное движение подразумевает скорость поезда от 140 до 200 км/ч, а высокоскоростное – свыше 200 км/ч.

Уже в декабре этого года мы планируем начать на участке Москва – Санкт-Петербург рейсы четырех электропоездов «Сапсан» производства немецкой компании «Сименс». Планируется, что их скорость будет достигать 250 км/ч. Сейчас проводятся сертификация и испытания поездов. На участке Москва – Нижний Новгород первые пассажиры смогут доехать до Нижнего Новгорода на «Сапсане» уже в начале 2010 года.

Ориентировочно в сентябре 2010 года планируется начало рейсов со скоростью до 200 км/ч международных электропоездов сообщением Санкт-Петербург – Хельсинки. По этому маршруту будут ходить четыре электропоезда производства французской компании «Альстом Транспорт». Поезда уже строятся, и первый из них поступит для испытаний и сертификации в начале 2010 года.

Кроме этого, идет работа над проектом высокоскоростного сообщения Санкт-Петербург – Москва. На этой магистрали планируется достижение скоростей до 350 км/ч и выше. Многое уже сделано, но впереди еще очень много работы – подготовка и принятие необходимых законов, выделение под строительство земель, находящихся в разной форме собственности, проектно- изыскательские работы. Сейчас готовится федеральный закон о скоростных магистралях, который должен ускорить решение многих проблемных вопросов. Строительство магистрали начнется только после его принятия.

Читайте также:  Из Костромы в Адлер

В дальнейшем планируется организация скоростного сообщения на направлениях Москва – Курск, Москва – Смоленск, Москва – Рязань, Москва – Казань, Москва – Саратов – Волгоград, Самара – Москва, международные рейсы Москва – Красное – Брест – Берлин – Брюссель. В Сибири планируется организовать скоростное движение на полигонах, соединяющих мощные индустриальные центры: Новосибирск – Омск, Новосибирск – Томск, Новосибирск – Кемерово, Новосибирск – Новокузнецк, Новосибирск – Барнаул. Там будут достигнуты скорости до 160 км/ч. В принципе, инфраструктура в Сибири уже почти готова, но пока нет соответствующего подвижного состава.

– Сейчас подвижной состав для высокоскоростных перевозок закупается за рубежом. А есть ли у нас в стране база для строительства локомотивов и вагонов для скоростного движения?

– Полностью собственными силами наше отечественное транспортное машиностроение пока не может освоить производство высокоскоростного подвижного состава. Поэтому мы помогаем нашим отечественным производителям создавать совместные предприятия с ведущими зарубежными компаниями, которые применяют самые передовые технологии.

Читайте также:  Поезд на курорт

Например, для создания двухэтажных пассажирских вагонов, которые должны сначала курсировать со скоростями до 160 км/ч, а потом и до 200 км/ч, ЗАО «Трансмашхолдинг» вместе с французской компанией «Альстом» создали совместное предприятие «ТМХАльстомДВ». Но вот здесь мировой кризис нам немножко помешал двигаться вперед – мы планировали начать работу уже в этом году, но из-за отсутствия денежных средств пришлось открытие предприятия отложить. Пока готовим документацию, в том числе и нормативную, изучаем опыт производства и эксплуатации такого подвижного состава за рубежом, выбираем наиболее перспективные технологии.

– Опыт каких стран РЖД используют при переходе на высокие скорости?

– В основном европейских. Пожалуй, в большей степени Германии, Испании и Франции, которые уже многого добились и продолжают улучшать высокоскоростные пассажирские перевозки. К достижению скоростей 300–330 км/ч, которые сегодня для них считаются обычными, они шли более двадцати лет. Мы перенимаем их опыт и технологии и надеемся, что пройдем этот путь намного быстрее.

– Что вас сегодня волнует больше всего в организации высокоскоростных перевозок?

Читайте также:  Железнодорожное такси

– Можно все сделать идеально в металле и других материалах, но человеческий фактор иногда не позволяет нам достичь желаемых результатов. Эта проблема сегодня выходит на первый план, нам нужно поднять уровень культуры обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.

Это очень кропотливая и тщательная работа – научить обслуживающий персонал содержать состав в надлежащем состоянии и обслуживать пассажиров на высшем уровне. К бортпроводникам высокоскоростных электропоездов будут предъявляться самые высокие требования. Будут отбираться самые лучшие, надежные, зарекомендовавшие себя профессионалы, прошедшие специальную подготовку и обучение.

Для улучшения качества обслуживания пассажиров создана Дирекция по организации пассажирского скоростного сообщения. Совместно с Департаментом пассажирских сообщений разрабатываются и внедряются специальные регламенты по обслуживанию пассажиров, которые намного требовательнее существующих.

– Теперь можно смело сказать: «Летайте высокоскоростными поездами РЖД!»?

– Я бы сказал: пользуйтесь. Кстати, мы сделали расчеты, и получается, что добраться из центра одного города до центра другого на высокоскоростном поезде будет намного быстрее и, как правило, дешевле, чем приехать в аэропорт, долететь на самолете, а потом еще на каком-либо виде транспорта доехать до места назначения.

Поэтому за высокоскоростными пассажирскими перевозками будущее.

Автор: Татьяна Комендант