Туристический бизнес – новое направление в деятельности ОАО «РЖД». Но генеральный директор компании «РЖД Тур» Александр Генделев уверен: у железнодорожного туризма в России хорошие перспективы.

– Александр Николаевич, на правлении президент компании говорил о том, что в Европе железнодорожный туризм становится все более популярным. Сегодня можно уже говорить о том, что к нам проникает мода «отдыхать на паровозе»?

– По-моему, в России такую моду еще надо создавать. Если говорить о Европе, то туристические путешествия на поезде – давняя традиция, а не мода. Вспомните: шикарный «Восточный экспресс», девятнадцатый век, изысканные костюмы, вкусная еда… Пришло время для активного развития железнодорожного туризма и в России.

Во-первых, в результате реформ появилась заинтересованность использовать возможности наших железных дорог. Во-вторых, в стране появились люди, которые могут позволить себе проехать в очень комфортабельном, а потому недешевом поезде. В-третьих, в регионах стали заниматься развитием туристической инфраструктуры, создана федеральная структура по экономическим зонам отдыха – значит, будут развиваться дороги, мосты, аэропорты. А ведь туристов кто-то должен привозить к этим зонам. Понятно, что развитость железнодорожных путей значительно лучше, чем автодорог.

И еще один фактор – он был всегда – огромное количество достопримечательностей, красивых мест, рекреационных зон, исторических памятников. Я сталкивался с такими парадоксальными вещами… Километрах в ста от Суздаля есть замечательный город Плес. Удивительный маленький городишко на берегу Волги. Его любили рисовать многие наши знаменитые художники, там неописуемой красоты пейзажи. В последнее время в городке развили инфраструктуру, построили шикарную гостиницу. Я в Суздале общался с разными людьми, расспрашивал их. Так ни один не был в Плесе, хотя это совсем рядом. Спросите у москвичей, кто из них был на Байкале. Думаю, один из ста, а скорее всего из тысячи один. А это мировая жемчужина! А есть еще русский Север и много других замечательных мест в стране, которые надо увидеть каждому россиянину.

Читайте также  Владимир Голоскоков: "Игры помогут дороге"

Сейчас нужна структура, которая давала бы людям возможность путешествовать по железной дороге в качестве туристов.

– С чего вы начали свою деятельность?

– Как в любом бизнесе, с оценки ситуации, прогноза, концепции. Сегодня на территории России есть три западные компании, которые активно занимаются железнодорожным туризмом. Их клиенты – иностранцы. Основное направление – это Транссиб. Поезда идут через Среднюю Азию, Улан-Батор, на Пекин – разные есть варианты маршрутов. Они берут у нас в аренду вагоны, комплектуют группы, улучшают сервис и работают. Но и у нас уже появился средний класс, люди, которые могут и хотят показать детям тот же Байкал. Чего они хотят? Комфорта и безопасности. Они хотят, чтобы в вагоне был душ, чтобы их хорошо кормили, а не травили, и чтобы по дороге их никто не ограбил. Сейчас у нас уже есть возможность оказывать качественные услуги.

Первое направление – это эксклюзивный дорогой туризм на дальние расстояния. Второе – массовый туризм, естественно, за другие деньги. Мы разрабатываем разные маршруты. В частности, Золотое Кольцо, «Белые ночи», «Русский Север». Сейчас работаем над программой, которая наверняка вызовет большой интерес: путешествие на Байконур, на запуск космических кораблей. Можно будет не только увидеть запуск корабля, но и пообщаться с космонавтами. Уже разработан маршрут (надо только его оформить) к месту падения Тунгусского метеорита. Через год будет сто лет со времени его падения, до сих пор нет научного ответа на то, что это все-таки было, поэтому интерес к этому необычному событию начала прошлого века не угасает до сих пор. Представляете – приехать на то место, где сто лет назад упало неизвестно что! Правда, к самому месту падения на поезде не подъехать, там надо либо сплавляться по реке, либо лететь вертолетом – эти детали надо еще продумать.

Читайте также  Стоматологическими проблемами железнодорожников займется новая «дочка» компании

Еще одно направление – свадьба на колесах. Скоро пройдет презентация. Это, может быть, не совсем туризм, но тоже некий новый вид деятельности. Тут два варианта. Первый, когда пара молодоженов покупает пакет и просто путешествует в поезде (понятно, что будут и цветы, и шампанское, и заказанная гостиница). Другой вариант, когда свадьба отправляется на поезде специального назначения, в котором есть вагон-ресторан и вагон-храм, где священник может обвенчать жениха и невесту.

Кроме того, при вокзалах мы создадим сетевое туристическое агентство «Красные ворота». На первом этапе планируем разместить агентства на десяти вокзалах – шесть в Москве и четыре в Санкт-Петербурге.

– Сегодня что-то уже реализовано из задуманного?

– Недавно мы запустили первый туристический поезд класса «люкс» «Золотой орел». На презентации выступал президент нашей компании, был почетный гость принц Майкл Кентский. Мы сделали пробную поездку для журналистов и представителей западных туристических компаний до Екатеринбурга и обратно, с участием принца и его супруги. Это был очень важный имиджевый проект. «Золотой орел» начинает регулярно ходить, любой россиянин может купить билет на такой поезд и оказаться в купе с душем, телевизором, кондиционером, вкусно питаться, быть абсолютно спокойным за свою безопасность и за свое здоровье – в составе  поезда находятся врачи.  

– В какую сумму обходится такая поездка?

– В зависимости от класса – от восьми с половиной до тринадцати тысяч евро. В поезде два класса – «золотой» и «серебряный», но на самом деле различаются они только размером купе. В каждом купе стоит видеоустановка, есть DVD-диски, в поезде есть библиотека, вагон-бар, вагон-ресторан. Скучать просто некогда. А потом у нас ведь еще остановки в городах с интереснейшими экскурсиями. Доехали до Казани – выходим, экскурсия. Доехали до Екатеринбурга – тоже… Вечером собираемся в салоне – там тоже насыщенная программа. Это замечательный отдых для тех, для кого жизнь на колесах не является раздражающим фактором.

Читайте также  Большой совет большой компании

– И в окне постоянный «телевизор»…

– Меняются пейзажи, города. Это действительно увлекательно. Я был в Германии накануне выборов нового канцлера, и одна русскоязычная газета, выходящая в этой стране, взяла интервью у Ангелы Меркель, учитывая то, что она жила и училась в Восточной Германии, говорит по-русски. Журналисты ее спросили: «Фрау Меркель, какая у вас самая большая мечта в жизни?». Не думаю, что ее ответ был просто дежурной фразой. Она сказала: «Моя самая большая мечта в жизни – это проехать по России». Я часто говорю, что для всего западного мира поездка по России равносильна полету на Луну. Что-то фантастическое, недоступное, интересное… И дорогое, конечно.

– А все ли места выкуплены в «Золотом орле»?

– Есть проблема достать билет! Если вы у меня сейчас попросите одно место, я не смогу вам пообещать, что оно точно будет.

– Госпожу Меркель вы уже можете пригласить в путешествие?

– Такие вещи, конечно, решаются на другом уровне. К тому же, думаю, что на две недели она не отправится в путешествие, вот если до Новосибирска долететь самолетом, а потом два дня до Иркутска, до Байкала, ехать на комфортабельном поезде, – по-моему, вполне приемлемый вариант.

– Туризм – это еще и дополнительный источник прибыли для РЖД?

– Сначала требуются большие вложения, потом надо окупить их, и уже только после этого можно говорить о какой-то прибыли. Конечно, это коммерческий проект, и он должен приносить прибыль. Но на экономику страны он работает уже с первого дня: чем больше приезжает туристов, тем больше денег получает казна.

Татьяна Комендант