Что было самым важным на третьем форуме в Сочи «Стратегическое партнерство 1520»?

Угадаешь – лошадь отдам

Что важнее? Многомиллиардные сделки? Возможность услышать друг друга после споров на «круглых столах»? Объединение наших промышленников, железнодорожников и зарубежных бизнесменов? Интерес к форуму Президента России Дмитрия Медведева и главы правительства Владимира Путина?

А может, неформальные встречи бывших однокурсников, ныне седых и солидных? Которые в одно мгновение сбрасывали годков эдак 30 и с юношеской непосредственностью восклицали: «Димка, это ты, что ли?»

Или 110 тысяч рублей, которые отдал на аукционе за книгу фоторабот Антона Ланге руководитель компаний «Метрополь», – ведь эти деньги пойдут в фонд детского дома, ребятишкам с исковерканной судьбой?

Разумеется, в этом, быть может, не совсем логичном ряду приоритеты у каждого свои. Но есть и то, что объединяет: интерес к тому, что делаешь, любовь к тому, ради чего живешь.

Жизнь показала: форум состоялся. Ибо, по словам Владимира Якунина, «только то событие, которое происходит на одном и том же месте три раза подряд, считается состоявшимся».

А еще в этом году форум «прорубил окно» в Европу: зарубежные коллеги «пространства 1435» не только высказали желание участвовать и прибыли лично, но и готовы в будущем стать партнерами российских железнодорожников – спонсорами будущих форумов в Сочи.

Об этом журналисты имели честь узнать первыми. Вопреки традициям выход к прессе главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, зампреда правительства Александра Жукова и председателя правления Deutsche Bahn AG Хартмута Медорна состоялся за полчаса до открытия бизнес-форума.

На этой встрече Александр Жуков заверил: правительство поддерживало и будет поддерживать железнодорожников. Потому что экономика без железной дороги немыслима. Отсюда и крупные инвестиции, которые будут направлены в отрасль, и одобрение «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». И просто потому, что Россия занимает уникальное географическое положение в мире, связывая восток с западом, север с югом, и этот потенциал просто грех не использовать.

Во время этой встречи Владимир Якунин выручил журналистскую братию, взяв на себя их прямые обязанности, – проинтервьюировал своего немецкого коллегу, задав ему ряд вопросов на английском языке. И перевел ответы руководителя Deutsche Bahn AG аудитории.

Хартмут Медорн, в частности, сказал, что перевозки на короткое расстояние предпочтительнее осуществлять автомобильным транспортом. Но когда от точки А до точки Б – многие тысячи километров, без железнодорожного транспорта не обойтись. Здесь экономика куда выгоднее. И тесное сотрудничество железных дорог с разной колеей – веление времени. А чтобы преодолеть различные барьеры, надо чаще встречаться – обсуждать проблемы и находить решения, которые бы устроили обе стороны.

В ответ журналисты интересуются: намерено ли ОАО «РЖД» участвовать в покупке акций Deutsche Bahn AG? На что Владимир Якунин отшутился, ответив притчей:

«Едет барин на коне. Утро прекрасное, настроение отменное. Видит – идет понурый крестьянин. Решил он дать шанс на счастье и бедняку.

Читайте также  В доме купца Дирсена

– Угадаешь, куда я еду, отдам тебе лошадь!

Крестьянин подумал и говорит:

– К красной девице едешь!

Бари н соскочил с коня и отдал уздечку крестьянину. Тот, ошалевший от счастья, вскакивает на коня и спрашивает радостно:

– Так я угадал?!

– Нет, – отвечает бывший владелец лошади. – Но идея хорошая!»

Есть идея у «ИКЕА»!

Участникам «круглого стола» «Логистика в международных перевозках: перспективы развития сквозных услуг на «пространстве 1520» повезло. Его вел опытный модератор – старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус. Итогом «круглого стола» стало крупное соглашение нашей компании с известной шведской мебельной фирмой «ИКЕА».

Адриан Марчишевский, начальник транспортного отдела «ИКЕА» по Восточной Европе, с деликатностью воспитанного человека посетовал на нашу «национальную беду»: не совсем «здоровые» автомобильные дороги. И сказал, что желание руководства компании – расширить возможности перевозки продукции по железным дорогам России.

А планов у шведов – громадье. Предполагается строительство новых мегамагазинов в ряде городов России наряду с уже существующими в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Самаре и др. При этом Марчишевский также кротко высказал те претензии, которые до настоящего времени мешали альянсу «ИКЕА» с ОАО «РЖД», а также возможностям поставки продукции «от двери до двери».

Борис Лапидус дал слово начальнику департамента грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Вячеславу Петренко, а также директору по маркетингу и тарифной политике «ТрансКонтейнера» Виктору Жукову. Прямо в ходе «круглого стола» они сумели свести на нет некоторые препятствия и договориться о сотрудничестве с известной фирмой.

Хотя надо признать: пока еще железнодорожники и клиенты кое-где страшно далеки друг от друга. Фигурально в том числе. А к клиенту нужно быть ближе, поскольку потребителю транспортной услуги сегодня требуется оптимально продуманный маршрут для доставки его груза.

Перевозкам мешают и технологические границы. По оценкам специалистов, их ликвидация даже в рамках национальной железнодорожной сети может ускорить доставку грузов на 40 процентов. В решении этой проблемы должны быть заинтересованы и железные дороги, и товаропроизводители.

А еще мешают перевозкам разнородное правовое поле, отсутствие единой стратегии развития логистической инфраструктуры, несогласованность развития различных видов инфраструктуры (портовые мощности, железная дорога, автомобильные дороги, терминалы). Для транзитной привлекательности «пространства 1520» также необходимо повышение таможенной, экономической, юридической прозрачности железнодорожных границ, оптимальные тарифы.

Пока сделаны первые шаги. По словам Вячеслава Петренко, за три года экспортные перевозки внутри «пространства 1520» увеличились на 15 процентов, импорт – на 25 и транзит, что очень важно, – на 70. Этому способствует и тарифная политика РЖД.

– Думаю, в течение года-двух наша компания заявит о себе на российском и европейском рынках как логистический оператор, – выразил надежду Борис Лапидус, – ориентированный не только на работу железных дорог, но и на получение дополнительной прибыли в этом виде деятельности.

Читайте также  Жалобы пассажиров красноречивее отчётов

Ставка на контейнерзацию больше чем идея

Большая аудитория слушателей оказалась и у гостя нынешнего форума – Глена Хемстры, футуролога с мировым именем.

На протяжении последних 20 лет он консультирует крупнейшие компании мира, правительственные организации, на что им следует обратить пристальное внимание, если они хотят быть успешными. Среди тех, кто не пренебрег его советами, Microsoft, Boeing, Adobe, Home Depot и др. Теперь – российский железнодорожный холдинг.

Сам Глен с юмором относится к тому, как иной раз воспринимают его профессию:

– Моего коллегу пригласили в одну известную компанию – изучить ситуацию и дать рекомендации. Его работа произвела впечатление, и глава этой компании пригласил его на вечеринку в свой загородный дом. Так как время поджимало – ему через несколько часов надо было улетать из страны, – он приехал за город на такси и со своим чемоданом. Чтобы прямо после вечеринки отправиться в аэропорт.

Хозяйка дома, после того как он представился футурологом, задумчиво изрекла: «А я и не знала, что мой муж приготовил развлечение для гостей. Ну что ж, пойдемте, я отведу вас в комнату, где вы сможете переодеться и приготовить свой хрустальный шар».

Так вот, никакого шара у футурологов нет! Их четкие прогнозы базируются на глубоком изучении предмета. Вдоль и поперек. И все, что рядом с этим предметом, также изучается ими вширь и вглубь. И только после этого футуролог позволяет себе сделать прогноз. Как правило, безошибочный.

Что обнадеживает – шансы у ОАО «РЖД» на развитие хорошие. Бизнес-гуру вещал о колоссальных возможностях развития «пространства 1520», указывал на процессы интеграции с логистическими центрами и портами, призывал к ускорению развития контейнерно-интермодального железнодорожного коридора Азия – Европа.

При этом каждый должен уметь видеть свое место под солнцем. И свою роль в происходящих в компании процессах.

– Как-то, проезжая через железнодорожный переезд близ Сиэттла, я прочитал объявление, в котором говорилось, что поезд проходит переезд за 21 секунду. Независимо от того, находитесь вы в это время на путях или нет. Подумайте, кто вы в этой жизни – тот, кто стоит в это время на колее, машинист, который ведет поезд, или изобретатель локомотива?

У каждого, конечно, свой ответ. А если его нет? Не беда. Значит, вы в это время находились в другом месте и в другое время…

Наталья Жукова

Цифра

800 человек из России, СНГ, Европы и Прибалтики приняли участие в международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегисческое партнерство 1520».

В 2,2 раза больше средств, чем за 2005-2007, вложит компания в период с 2008 по 2010 год. До 2030-го на развитие транспорта предполагается направить 13,7 трлн. рублей.

Заключенные сделки

Читайте также  Правильный акцент

Уже в первый день работы форума президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и и.о. генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Андреев подписали предварительное соглашение о поставке 100 магистральных грузовых тепловозов модели 2ТЭ25А «Витязь».

Общая стоимость контракта оценивается в 15 млрд. рублей. Сроки и график поставок будут определены дополнительно.

Объявлено о заключении соглашения между ЗАО «Трансмашхолдинг» и компанией Bombardier Transportation о создании совместного предприятия по разработке серии локомотивов нового поколения с асинхронным тяговым приводом.

Новый совместный инжиниринговый центр построят в России. Обе стороны будут иметь в нем равные доли. Основной задачей центра станет разработка новых локомотивов для России и рынков стран СНГ, а также для других стран.

Будет построен контейнерный терминал в порту Зарубино. Об этом заявили подписавшие соглашение генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков и председатель совета директоров ООО «ТрансГрупп АС» Максим Ликсутов. Для реализации этого проекта будет создано на паритетных началах совместное предприятие.

Предполагается, что терминал займет площадь более 18 гектаров, а его проектная мощность составит 400 тыс.ТEU в год. В строительство терминала, которое займет около 5 лет, будет вложено более 100 млн. долларов.

ЗАО «Русская медь» (совместное предприятие РЖД и Уральской горно-металлургической компании) и Внешэкономбанк направили в Федеральное агентство по недропользованию заявку на участие в конкурсе на освоение Удоканского медного месторождения.

В случае победы СП в конкурсе общий объем инвестиций в Удоканское месторождение в течение 17 лет составит почти 2 млрд. долларов. Срок реализации проекта – 25 лет, минимальный срок окупаемости – 10.

Проект позволит оживить Байкало-Амурскую магистраль. Он даст возможность перевозить более 1,5 млн. тонн в год концентрата и меди, не считая строительных и иных грузов.

Прямая речь

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:

– Динамично растущий бизнес «пространства 1520» нуждается сегодня в современных стратегиях, решениях и инструментах, которые позволят ему выйти на качественно новый уровень развития и занять лидирующие позиции в рамках мировой транспортной системы. Инвестиции, технологии, человеческий капитал – вот те базовые ресурсы, которые необходимы для решения этой стратегической задачи.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ:

– Транспорт был и остается инфраструктурной основой роста национальной экономики, инструментом реализации транзитного потенциала страны и решения многих социально-экономических задач.

Это заставляет нас по-иному взглянуть на проблемы транспорта, не с прежних узкоотраслевых позиций, а комплексно, используя возможности гармоничного развития транспортной отрасли как ключевого фактора экономической стабильности страны, залога ее целостности, индикатора качества жизни населения.

Томас Леймгрубер, генеральный секретарь Международного железнодорожного транспортного комитета (CIT):

– На форуме рассмотрены дальнейшие перспективы использования железных дорог с шириной колеи 1520 мм, возможности обеспечения технической и технологической совместимости железнодорожного транспорта и вопросы интеграции в Евразийскую транспортную систему. Это дает новый импульс развитию бизнеса «пространства 1520», что позволит ему занять ведущие позиции на международном рынке транспортных услуг.