Впервые несколько коллективов сняты с соревнования по единственному показателю.

В минувший понедельник на оперативном совещании подведены итоги сетевого соревнования коллективов компании за 4 квартал и прошедший год. Все показатели за 2007 год выполнили только две дороги — Московская и Октябрьская. А Дальневосточная, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Южно-Уральская вообще исключены из соревнования.

Прокомментировать итоговые результаты мы попросили Татьяну НАДЕЖЕНКОВУ, начальника отдела соревнования и наград Департамента управления персоналом.

— Татьяна Георгиевна, вам не кажется, что кое для кого результаты соревнования за 2007-й стали шоком?

— Принцип отбирать коллективы, выполнившие все показатели, существовал всегда. Просто на этот раз заострили внимание на коллективах тех дорог, которые выполнили все условия — погрузку, оборот вагона, участковую скорость, обеспечили безопасность движения поездов, но допустили рост травматических случаев со смертельным исходом. Вот такого, пожалуй, раньше не было, чтобы по единственному показателю дорога была снята с соревнования. Итоги соревнования показали, что есть большая проблема в этом вопросе.

Две дороги — Дальневосточная и Красноярская — неоднократно занимали первые места в течение года по кварталам и, конечно же, претендовали на победу по итогам года. Хорошие дороги по показателям и объёмам, стабильно работают, причём в трудных климатических условиях, но вот этот один-единственный показатель — рост травматических случаев со смертельным исходом — не дал им возможности бороться за первенство.

По итогам года объявляем двадцать лучших коллективов сети. Стараемся, чтобы были представлены коллективы всех хозяйств большинства дорог. Одновременно подводим итоги соревнования на звания лучший по профессии, руководитель среднего звена, мастер, коллектив бригады.

В финал вышли две дороги, Октябрьская и Московская, и два отделения дорог — Смоленское МЖД и Карталинское ЮУЖД.

Читайте также  Важна каждая тонна груза

— По каким показателям они лучшие?

— По общему объёму погрузки, обороту грузового вагона, следованию пассажирских поездов по графику, выручке, начисленной от всех продаж, производительности труда, непревышению «права» по эксплуатационным расходам, обеспечению безопасности движения поездов и реализации мер по охране труда. Тот самый травматизм, на котором многие споткнулись. По условиям соревнования необходимо для дорог снижение случаев травматизма с летальным исходом, а для отделений — отсутствие случаев.

Это основные показатели. Есть ещё учитываемые показатели. Такие, как повышение участковой скорости (только для дорог) и снижение сверхурочных часов работы локомотивных бригад.

— По итогам соревнования полагаются премиальные?

— Обязательно. Но всё же большую роль играет моральный стимул. Надо видеть глаза людей, когда вручаются свидетельства победителей или памятные знаки. Это всегда атмосфера праздника. Думаю, победа в соревновании даёт людям моральное удовлетворение от того, что их труд замечен. Я была на торжественном мероприятии на Московской дороге во время вручения памятных знаков за победу в соревновании. Приятно поразило то, что даже молодые люди до тридцати лет воспринимают это позитивно.

Коллектив дороги, которая вышла победителем, — так написано в условиях соревнования — имеет преимущество при представлении лучших работников к наградам. А у нас сейчас полагаются к наградам довольно солидные премии. К знаку «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» — премия 50 тысяч рублей. Пять тысяч — к почётной грамоте, семь тысяч — к благодарности, к знакам «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» — от 15 до 30 тысяч рублей.

Есть ещё такая награда, как именные часы президента ОАО «РЖД». Традиция награждать именными часами зародилась более ста лет назад, ещё при царе. Для железнодорожников часы — не просто прибор для измерения времени, это традиционный символ точной работы железнодорожного транспорта. Именно по часам кондуктор давал команду отправлять поезд, а машинист, сверив время, приводил в движение паровоз. На крышке часов гравируется фамилия награждённого работника.

Читайте также  Виктор Ребец: "Наши инвестпроекты нужны регионам"

В прошлом году одиннадцать тысяч работников были отмечены разными видами наград. В том числе 500 человек — именными часами, 4,5 тысячи — юбилейным нагрудным знаком «170 лет железным дорогам России».

— Какие изменения внесены в условия соревнования?

— Последние изменения у нас приняты в феврале прошлого года. Они касаются финансового блока, требований к обеспечению безопасности движения поездов, производственному травматизму. Если у нас раньше был пункт «О непревышении случаев травматизма», то сейчас — «О снижении случаев травматизма». Весь год шло соревнование по новым условиям, и на квартальных итогах это сказывалось.

Вы знаете, люди переживают. У нас телефоны разрывались и днём, и вечером, все спрашивали, какие результаты. На дорогах с нетерпением ждали, какие же будут итоги.

Традиции соревнования в РЖД никогда не прерывались. А сейчас мы видим, что и на других производствах они начинают возрождаться. У нас есть документы 1944 года, которые подтверждают, что даже во время Великой Отечественной войны среди железнодорожников велось соревнование.

А подтасовок не бывает?

— Когда-то давно был такой случай на одном отделении, когда по обороту вагонов, кажется, увеличили цифру. Пришла жалоба, мы разбирались, выявили, что действительно было искажение. Сразу же было принято решение о снятии коллектива с соревнования, лишении премий и т.д. Я работаю с 1994 года в РЖД, на моей памяти это единственный такой случай. Что касается дорог, то тут и вовсе подтасовки быть не может, поскольку вся отчётность доступна, есть возможность сверить показатели.

Мы работаем во взаимодействии со всеми департаментами, кадровиками дорог. Начальники дорог всегда интересуются, какие показатели у других, за счёт чего они вышли в победители. Это стимулирующий фактор.

Читайте также  Пиротехника против воров

Московская дорога заняла первое место за год и за третий квартал прошлого года. До этого она несколько лет не была в лидерах. Травматизм, безопасность движения поездов, другие показатели не давали ей возможности выйти победителем. Так что тут всё по-честному.

— Как строится соревнование «капиталистического труда» в дочерних предприятиях ОАО «РЖД»?

— Пока в нашем соревновании они не участвуют. Это должна быть их инициатива. Мы уже думали над этим. Может быть, будем определять просто лучший коллектив по итогам года. Но это всё равно должно строиться на инициа тиве коллектива, а таких предложений ни от одной «дочки» пока не поступало. Может быть, в дальнейшем будут какие-то другие формы соревнования.

Автор: Татьяна Комендант