В ОАО «РЖД» создан департамент по организации, оплате и мотивации труда. Ему передана часть функций департамента планирования и бюджетирования.

Острые и неприятные вопросы по зарплате теперь достанутся начальнику нового департамента – Сергею Саратову.

– Сергей Юрьевич, а вообще по зарплате у сотрудников РЖД много вопросов?

– Размером заработной платы недовольны все. В какой степени – это другой разговор. В феврале, готовясь к правлению, мы провели анонимное анкетирование с вопросами по новой системе оплаты труда. Опросили около 12 тысяч человек на семи железных дорогах. Положительную оценку дали 32 процента опрошенных.

В странах Европы, например, как считают эксперты, удовлетворены размерами зарплаты до сорока процентов железнодорожников. Недавно проводившийся опрос в ведущих компаниях нашей страны показал: довольных только 27 процентов. Поэтому мы считаем, что вот эти 32 процента в целом дают позитивную оценку введению новой системы оплаты труда.

Зарплата состоит из тарифной части и доплат, надбавок, премий. Во всем мире соотношение постоянной части и переменной выглядит примерно так. Процентов 70 – 80 – это постоянная часть. И только 20 – 30 – какие-то стимулирующие компенсационные надбавки и доплаты, которые могут выплачивать, а могут не выплачивать.

У нас постоянная часть составляла всего 35 процентов. И если вдруг случалось так, что не были выполнены показатели или человек допустил отступление от нормативов, то он не получал значительную часть зарплаты. Причем несоразмерно тому, что произошло, и иногда человек принимал решение уходить. Тогда руководитель выплачивал премию в нарушение договора, чтобы только поддержать уровень зарплаты. Поэтому увеличение тарифной части – очень правильный шаг.

– Можно сказать, пришли к европейской норме?

– Нет, пока не пришли. С 35 процентов уровень тарифной ставки поднялся до 50. То есть мы пока, скажем так, на полпути. Большая компания – очень инерционная система, сложно что-то быстро поменять, но мы стараемся поспевать. А что касается минимальной оплаты труда, то тут мы даже опережаем законодательно установленный в стране размер.

– А почему тогда, на ваш взгляд, столько недовольных новой системой оплаты труда?

– Я бы сказал, что не столько новой системой оплаты труда, сколько размерами зарплаты. Ожидания были гораздо большими, чем получилось в итоге. Когда шел разговор о том, что в среднем зарплата увеличится на 10 процентов, то все считали, что и у них будет увеличение не меньше, чем на 10 процентов. Да, у кого-то увеличилась значительно – это произошло, как правило, у молодых людей или начинающих работать в компании, потому что для увеличения тарифной части понадобилось включить в ее состав несколько существовавших раньше надбавок. В том числе вознаграждение за выслугу лет. Когда молодые получили прибавку в 20 процентов, а кто-то и больше, то, безусловно, они были довольны. При опросе оказалось, что довольных введением новой системы оплаты труда 39 процентов в возрасте до 30 лет. А вот среди людей старшего возраста довольных было меньше, потому что кто-то из них получил прибавку 3 процента, кто-то – 5 или 6.

По трудовому законодательству мы не имеем права платить за одинаковый труд разные суммы. А вознаграждение за стаж никак не отражает результативности.

Кроме того, наша компания по возрастному составу находится в зрелом возрасте. Надо привлекать молодых. Но когда к нам приходил молодой инженер, и мы называли ему размер зарплаты 6 – 7 тысяч рублей, это выглядит несерьезно. Также как и обещание, что лет через двадцать у него будет хорошая зарплата.

И когда мы увеличили стартовую зарплату до 12 тысяч, это уже было солидно, и можно было объявлять на рынке, что зарплата будет вот такой не через 15 – 20 лет, а уже сейчас. А дальше, с повышением квалификации, приобретением опыта, еще будет повышаться.

– Так ведь надбавка за преданность компании снова внесет дисбаланс…

– Этот дисбаланс будет меньшим. Во-первых, изменен подход к определению размера. Он, конечно, зависит от стажа, но изменена периодичность.

Читайте также:  Татьяна Быкова: "Недостатка путевок в санатории не будет"

Мы изучили заграничный опыт и отечественный. «Газпром» еще в 2003 году заявил, что будет платить только по результатам труда, а не за продолжительность работы в компании. Наша компания тоже сознательно отказалась от ежемесячной выплаты, полагая, что вознаграждение должно выплачиваться тем работникам, которые готовы надолго связать свою профессиональную деятельность с железной дорогой.

– Получать за преданность компании будут не все?

– Получать будут все, кроме тех, кто допустил серьезное нарушение. Составлен перечень отступлений, при которых не будет выплачиваться это вознаграждение.

Первое связано с нарушением трудовой дисциплины, с пьянкой, наркотиками – к сожалению, все это есть и в стране, и у нас. И второе – это виновность или причастность к нарушению безопасности движения. Работники, по вине которых произошли крушения, аварии, тоже исключаются. Этот перечень исчерпывающий, и других расширительных толкований не допускает.

Положение предусматривает, что работа сотрудников будет оцениваться каждый год. Есть оценочные ведомости, по результатам которых после пяти лет работы вознаграждение может быть увеличено на 50 процентов при отсутствии каких-либо нарушений.

Да, конечно, если в целом по сумме брать, это будет несколько меньше, чем если бы человек, как раньше, получал по выслуге лет. Но давайте учтем другие серьезные добавки к зарплате, которые были сделаны в этом году. К тому же выделены дополнительные ресурсы, чтобы устранить некоторые негативные явления от введения новой системы оплаты труда. Нужно признать, что неправильные действия на местах привели к тому, что люди, например, не получали премию.

– Можете привести конкретный пример?

– Мне бы не хотелось о них говорить. Большинство жалоб, которые мы рассмотрели, требовали не вмешательства, а разъяснений. Совсем немного было таких, где пришлось поправлять, наказывать, а людям возвращать невыплаченную премию. Это было на Свердловской и Восточно-Сибирской дорогах. Были отдельные случаи и на других дорогах. Иногда прошлые неправильные решения исправляли, а человек связывал это с новой системой оплаты труда. Ну, например, когда поменялась технология, изменились полномочия работника, надо было снизить оклад. Вовремя этого не сделали, а сейчас, когда все привели в соответствие, человек остался обижен на… новую систему, хотя она тут ни при чем.

Задавали нам и такие вопросы: а если я, мол, не понравлюсь начальнику, и тот не даст доплату. Такого не будет, потому что есть конкретный перечень, за что можно лишить доплаты. И с этим перечнем трудно не согласиться.

– Какие меры принимаются для повышения зарплаты в компании?

– Произведена индексация на 10 процентов сверх инфляционных индексов. Вышло постановление о выплатах за преданность компании. Дорогам дополнительно выделены средства в фонд оплаты труда на покрытие дефицита, который сложился в силу разных причин. Подписано распоряжение и выделен отдельный лимит дорогам по региональным надбавкам, потому что примерно в двадцати регионах на рынке труда мы выглядим ниже среднего уровня по промышленности.

Мы единая компания, но наши структуры расположены в 77 регионах с очень разными рынками труда. И хотим мы того или не хотим, на том же Тюменском Севере нам трудно тягаться с нефтяниками и газовиками, с их большими зарплатами. В Поволжье приходится конкурировать и с нефтепереработкой, и с машиностроением. Они сейчас начинают серьезно развиваться.

– В Краснодарском крае, говорят, олимпийские стройки начинают оттягивать людей с железной дороги…

– Мы и по Краснодарскому краю принимаем решение о региональной доплате, чтобы поддержать там наших работников и не потерять на рынке труда свой статус. Но ведь у нас есть 7 – 8 регионов, где зарплата железнодорожников выше, чем в среднем по промышленности. Понятно, что там нет проблем с кадрами, потому что мы доминируем.

Благодаря тем мерам, которые были приняты в компании во втором квартале, мы надеемся, что к концу года будет рост реальной заработной платы на 13,9 процента, что соответствует темпам ее роста в стране.

Читайте также:  Владимир Голоскоков: "Игры помогут дороге"

– А вам не кажется, что реальная инфляция выше той, которая объявляется официально?

– Раньше было два индекса инфляции. Один общий, другой – без товаров необязательного пользования. Это давало более объективную картину. Два года назад последний показатель Росстат перестал считать. Наверное, надо искать другие варианты, и мы будем это делать. Но пока есть официальная отчетность.

В течение трех лет (2005, 2006 и 2007 годы) мы отставали по темпам роста заработной платы на 4 – 7 процентов. В этом году выходим на уровень роста реальной заработной платы, сопоставимый с уровнем роста зарплаты в целом по России, и считаем, что этот год у нас будет переломным.

Татьяна Комендант

Справочное бюро

На вопросы наших читателей отвечают сотрудники департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД»

– Как должны рассчитываться сверхурочные? К примеру, машинисты Московской железной дороги рассказывают, как у них применяется статья 152 Трудового кодекса, по которой сверхурочная работа должна оплачиваться за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном. А у них все сверхурочные часы делят на количество смен, и двойная оплата практически не получается.

– Сверхурочные рассчитываются на основании разъяснений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 ноября 1989 года № 3264-БГ. Железнодорожникам с суммированным учетом рабочего времени (к ним относятся и машинисты) сверхурочные часы делятся на количество рабочих смен по графику. Все сверхурочное время, которое не превышает двух часов в смену, оплачивается в полуторном размере. Остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере. Так что нарушения в данном случае нет.

– Как начисляется 30-процентная доплата при работе с тяжеловесными и длинносоставными поездами? Поезд должен быть и тяжеловесным, и длинносоставным или может быть одна составляющая? Какими параметрами определяется тяжеловесный и какими длинносоставный поезда?

– Локомотивным бригадам могут устанавливаться доплаты за работу как с тяжеловесными, так и с длинносоставными поездами.

Тяжеловесный – это грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда.

Грузовой длинносоставный – поезд, длина которого превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования этого поезда. А длинносоставный пассажирский – поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда.

То есть для каждого поезда определяется свой предельный размер – в вагонах или в тоннах, свыше которого поезд считается длинносоставным или тяжеловесным, и этот размер зависит от участка обслуживания, серии локомотива и схемы формирования поезда.

– Будет ли расширен перечень профессий работников, получающих вознаграждение за безаварийную работу по итогам года: монтеры пути, слесари по ремонту подвижного состава? Снимут ли ограничение по выплате вознаграждения в размере двух окладов?

– При составлении перечня учитывалась непосредственная ответственность работника за безопасность движения поездов. Т.е. когда работник не только исполняет технические функции, но и несет ответственность за принимаемые решения по обеспечению безопасности движения поездов. Поэтому расширения данного перечня не будет.

С введением в действие корпоративной системы оплаты труда тарифные ставки и должностные оклады повысили. Несмотря на это, размер вознаграждения за безаварийную работу был сохранен в размере двух тарифных ставок.

– Крайне низкий уровень оплаты суточных расходов (100 – 150 рублей в сутки) – уже давно не соответствует фактическим расходам в командировках. От этих норм считаются доплаты за разъездной и подвижный характер работы. Необходимо увеличивать эти нормы в 5-10 раз.

– Говоря о размерах суточных, надо учитывать, что за командированным работником сохраняется средний заработок за все время командировки и полностью возмещаются все расходы по найму жилого помещения и проезду туда и обратно. Что касается размера суточных, то их величина установлена исходя из финансовых возможностей компании.

Вопрос об увеличении суточных расходов рассматривается руководством компании. Однако приоритетом по использованию финансовых средств является повышение заработной платы, в том числе за счет стимулирования высокоэффективного труда.

Читайте также:  «Дочка» для пассажиров

– Будет ли увеличена максимальная сумма материальной помощи?

– Распоряжением ОАО «РЖД» от 10 апреля этого года внесены изменения в порядок выплаты материальной помощи работникам в связи с семейными обстоятельствами.

Раньше филиалы могли сами принимать решения по заявлениям, в которых запрашиваемая сумма была меньше 10 тысяч рублей. Если сумма была большей, то заявление рассматривалось комиссией ОАО «РЖД».

Теперь решение об оказании материальной помощи, принимаемое в филиалах, ограничено суммой 100 тысяч рублей, а свыше этой суммы – принимается на комиссии ОАО «РЖД».

– Планируются ли доплаты сотрудникам, проработавшим весь год без больничных листов?

– В поддержании собственного здоровья заинтересован прежде всего сам работник. А компания помогает ему, развивая сферу социальных услуг, направленных на охрану и восстановление здоровья работников.

Ежегодно проводятся медицинские осмотры, вакцинации, профилактические прививки против гриппа. На льготных условиях железнодорожники лечатся и отдыхают в санаториях и на курортах компании. На сети действуют спортивные секции, бассейны и тренажерные залы. На ряде дорог построены реабилитационные центры для локомотивных бригад.

Что касается доплат, то функцией заработной платы является не исключение отсутствия на работе по причине болезни, а стимулирование трудового вклада работника.

– Когда вводилась новая корпоративная система оплаты труда, оговаривалось, что будут подводиться итоги, вполне возможны какие-то корректировки. И что в итоге?

– Основные цели достигнуты. Обеспечено значительное увеличение минимальной оплаты труда. Возросла доля гарантированной части в заработке. Созданы условия для адресного стимулирования работников. Были внесены и некоторые изменения. В частности, с 30 до 50 процентов увеличен предельный размер доплаты за работу «в одно лицо» машинистам маневровых локомотивов. Определены критерии установления окладов машинистам-инструкторам в зависимости от вида движения, а не от стажа. Для машинистов-инструкторов предусмотрены надбавки за высокую квалификацию. Введен дополнительный перечень должностей руководителей и специалистов.

Доплата начисляется за конкретную поездку. Ее максимальный размер – 30 процентов от тарифа. Конкретный размер доплаты устанавливает начальник железной дороги. – Предусматриваются ли изменения и дополнения в оплате труда локомотивных бригад в части разделения тарифа на непроизводительные затраты рабочего времени: переотдых, следование пассажиром, резервом? Действующая система не стимулирует рабочих локомотивных бригад на снижение часов непроизводительного времени.

– Система и не должна стимулировать локомотивные бригады на снижение непроизводительных потерь рабочего времени. Машинист локомотива – это рабочий. Технически грамотный, умеющий оперативно действовать в нестандартной ситуации, но полностью зависимый в вопросах планирования своего рабочего времени.

Он отдыхает в пункте оборота до тех пор, пока его не вызовут под поезд. Приходит на явку и следует в резервном локомотиве в соответствии с маршрутом, выданным дежурным по депо в связи с непарностью поездов. Может уехать пассажиром из пункта оборота только в случае, если ему не предоставили работу и только с разрешения дежурного.

Так что локомотивная бригада не оказывает влияния на рост непроизводительных потерь, кроме редких случаев брака или простоя по вине бригады. В остальном это сфера ответственности специалистов технических служб, управляющих перевозочным процессом.

Что касается разделения тарифа – то это было бы прямым нарушением трудового законодательства. Труд работника оплачивается исходя из тарифной ставки, установленной в трудовом договоре. Чтобы оплачивать следование резервом по более низкой ставке по сравнению с ведением поезда, необходимо эту самую более низкую ставку вписать в трудовой договор. А это будет означать, что работник принят в локомотивное депо только для следования резервом, что само по себе нонсенс.

Цифры

За преданность компании:

— После 3 лет стажа работы в компании — 2 оклада;

— 5 лет — 3 оклада;

— 10 лет — 4 оклада;

— 15 лет — 5 окладов;

— Через каждые последующие 5 лет — 5 окладов.

Размер оклада берется на момент выплаты. Выплаты начнутся спустя три года после принятия решения.