В марте компания сохранила высокую динамику погрузки, что позволило завершить первый квартал с хорошими результатами.

Чтоб ни один «заяц» не перепрыгнул!

 

С 21 марта на нескольких столичных вокзалах началась активная борьба с безбилетниками. В помощь дежурным у турникетов поставили сотрудников охранных фирм, чтобы ни один «заяц» не смог пролезть под турникетом.

Надо было видеть, как больше трети пассажиров вынуждены были бежать к кассам. У пустовавших раньше окошек в одно мгновение выросли очереди.

В первые дни «операции» выручка выросла в 4 – 5 раз (в среднем за месяц – в три). Потом очереди уменьшились, но при этом возросло количество проданных проездных билетов. «Зайцы» поняли, что пощады не будет и выгоднее купить проездной, чем всякий раз стоять в очереди.

Президент велел продолжить эту работу, которая, по его мнению, позволит существенно снизить убытки от пригородных перевозок, превышающие 30 млрд. рублей в год. Глава компании предложил не ограничиваться репрессивными мерами.

– Многие пассажиры не считают аморальным ездить без оплаты, – констатировал Владимир Якунин. – Поэтому очень важно изменить сознание людей. Нужно развернуть в СМИ кампанию по борьбе с идеологией иждивенчества. Вырабатывать в людях понимание того, что ездить без билета никакое не геройство, а просто позор.

Глава компании также сообщил, что в ближайшее время на самых загруженных направлениях сети появятся 27 современных электричек с удобными креслами, шумоизоляцией и табло.

– Пассажиры должны понять: будут платить – поедут с комфортом, потому что очевидно, куда пойдут вырученные средства. Не будут платить – прекратим движение новых электричек.

Вклад дорог

В среднесуточном исчислении прирост погрузки за квартал составил 4,1 процента.

Владимир Якунин напомнил, что еще совсем недавно суточная погрузка, превышающая 4 млн. тонн, считалась рекордной, а сегодня подобный уровень уже в порядке вещей. В марте четырехмиллионный рубеж был превышен трижды.

По каменному углю среднесуточный прирост в первом квартале составил 7,2 процента, по строительным грузам – 12. Высокой была динамика погрузки готовой продукции: машин и оборудования, автомобилей и металлоконструкций. Более чем на 10 процентов с начала года увеличена интенсивность отправления грузов в контейнерах.

Владимир Якунин с гордостью отметил, что железнодорожники не только смогли удовлетворить текущий спрос на перевозки грузов, но и помогли предприятиям страны реализовать резервы – остатки готовой продукции на складах предприятий с начала года сокращены на 2,5 млн. тонн.

На взгляд президента компании, это результат более рационального использования подвижного состава и пропускной способности инфраструктуры.

Он отметил вклад в повышение качества эксплуатационной работы Октябрьской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской, Красноярской дорог. А особенно порадовался за Свердловскую дорогу, которая впервые за последние годы выполнила основные производственные показатели.

Доходы растут – резервы остаются

За первый квартал компания заработала 257,3 млрд. рублей. Это на 4,2 млрд. рублей больше, чем было запланировано.

При том, что объем перевозок непрерывно рос, эксплуатационные расходы удалось удержать в пределах бюджетных параметров, а рост себестоимости ограничить ниже уровня инфляции. Все это повысило финансовую устойчивость и обеспечило рентабельную работу компании.

Впрочем, очевидные успехи не заслоняют от руководства компании явных проблем в финансовой сфере. Как сообщил участникам селекторного совещания Владимир Якунин, на ряде дорог существенно превышен норматив дебиторской задолженности – на Куйбышевской, Северо-Кавказской и Свердловской. Недопустимы отклонения и по кредиторской задолженности.

Читайте также  Длина имеет значение

При подведении итогов прошедшего финансового года были выявлены недостатки в отдельных направлениях хозяйственной деятельности компании. К примеру, все железные дороги значительно недотянули до плана финансовых результатов в социальной сфере. Известно, что детские оздоровительные лагеря, санатории дома культуры работают не с полной нагрузкой.

– Надо проследить, чтобы все путевки использовались по назначению, – призвал профсоюзных руководителей Владимир Якунин. – Если не нужны, надо отказываться сразу, а не потом, когда время заезда уже началось и путевку невозможно предложить кому-либо другому. Если какие-то объекты социальной сферы невозможно сделать безубыточными, надо их перепрофилировать или вообще провести их отчуждение.

Владимир Якунин обратил внимание участников селекторного совещания на негативную тенденцию к увеличению объема незавершенного строительства. При задержке ввода в эксплуатацию основных средств компания не начисляет по ним амортизацию и, соответственно, не создает источники для воспроизводства, не обеспечивает снижение налогооблагаемой базы.

Президент потребовал четкого контроля над объемами финансирования инвестиционных проектов и незавершенного строительства. Исключить также заключение договоров без разрешительной документации, чтобы ничто не сдерживало ритмичной работы над инвестиционным проектом.

Цифра

На 2 балла выросли показатели состояния пути в марте по сравнению с прошлогодним периодом.

Лучшие в этом плане дороги — Западно-Сибирская, Юго-Восточная, Октябрьская и Южно-Уральская. Количество километров, получивших неудовлетворительную оценку, сокращено на 334. Число предупреждений об ограничении скорости движения поездов уменьшено на 398 единиц.

Башмаки не на ту сторону

 

По традиции особое внимание на селекторе президент компании уделил проблемам безопасности движения.

В целом аварий в первом квартале было на 15 процентов меньше прошлогоднего уровня. Но вот особые случаи брака выросли на 10 процентов, в том числе с пассажирскими поездами – на 14. Особенно «отличились» Куйбышевская, Красноярская и Калининградская дороги. Пришлось держать ответ в эфире перед президентом компании и начальникам Свердловской и Западно-Сибирской дорог.В середине марта на станции Смычка Свердловской дороги ушел на перегон состав из 57 вагонов и весом 3800 тонн по вине сигналиста К.А. Устиновой, которая в соответствии с инструкцией уложила 12 тормозных башмаков под колеса, но… с противоположной стороны уклона.

Выяснилось, что это был первый день самостоятельной работы 19-летней девушки. В период стажировки она только одну смену проработала с прикрепленной наставницей, в марте с ней не проводили технических занятий и инструктажа по технике безопасности.

В тот злополучный день Устинова с начала смены уже закрепила 10 составов в нечетном направлении (перетаскав полторы тонны металла!), а последний поезд прибывал в четном направлении, что девчонка не учла, выставляя башмаки.

– Владимир Иванович, вам известно о дедовщине на станции? – спросил президент компании по селекторной связи начальника Свердловской дороги В.И. Супруна. А остальным объяснил, что на станции Смычка «старослужащие» работают в той горловине, где требуется закрепление составов одним башмаком, а молодые и новички – там, где необходимо 12 – 13 башмаков. К примеру, в парке «А» этой станции сигналист переносит за смену 2,5 тонны башмаков (по 12 под каждый поезд).

Читайте также  Вадим Морозов: "К зиме подготовиться до 1 ноября"

«Дедовщину» начальник дороги обошел молчанием, но доложил, что снят со своей должности главный инженер и наказан уще целый ряд безответственных сотрудников станции. А новенькую Устинову перевели в приемосдатчики грузовых вагонов.

Глава компании посочувствовал также машинисту ЗСЖД. 16 марта на станции Инская он уснул в 6 часов утра и на кодируемом пути проехал запрещающий сигнал, взрезав при этом два стрелочных перевода.

– Почему никто вовремя не принял во внимание, что этот машинист проживает за 100 километров от места работы и тратит только на дорогу в один конец больше трех часов? – спросил Владимир Якунин по селекторной связи начальника Западно-Сибирской дороги Александра Целько. – Нетрудно посчитать время его фактического отдыха перед ночной работой…

Особенно тяжелый ответ пришлось держать Александру Храпатому, начальнику Приволжской дороги, где на Батаевском отделении пути произошел трагический случай – погибли три сотрудника дороги.

Вечером 27 марта загорелся вагон в рабочем поезде. Огонь заметили не сразу, потом еще прошло время, пока подошел пожарный поезд. В три часа ночи пожар потушили, но вагон весь выгорел и в нем нашли останки трех человек. В огне погибли машинист Поляков, помощник машиниста Луценко и проводник Бабич.

В своем докладе начальник дороги упирал на то, что согласно техническому заключению возгорание произошло от открытого огня – может, горящей свечи, непотушенного окурка или невыключенной газовой плиты.

Однако Владимир Якунин напомнил ему, что на этот вагон пожарные дважды писали предписание и тем не менее его выпустили на дорогу. В вагоне изначально не было света. Так что это трагическое происшествие вряд ли можно списать на случайность или человеческий фактор.

Бумаги отстают от денег

О проблемах инвестиционной программы.

Как реализуется инвестиционная программа на этот год, обсуждали 18 марта на заседании инвестиционного комитета компании.

Главная проблема, отметил на селекторе Владимир Якунин, состоит в том, что объекты с лимитом затрат почти на 45 млрд. рублей до сих пор не обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией.

Хуже всего обстоят дела по проектам «Строительство дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково», «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета пассажиров», «Объекты гражданской обороны», а также «Реконструкция и строительство объектов технологического и коммунального назначения».

Президент отметил, что неполная или несвоевременная обеспеченность проектно-сметной документацией замедляет процессы договорной кампании и сдерживает реализацию инвестиционной программы.

В первом квартале она выполнена на 81,8 процента от плана. По некоторым проектам картина и вовсе удручающая. Инвестиционная программа по восстановлению объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике продвинулась за квартал всего на 3,9 процента от плана. По вагонному хозяйству – на 34,2 процента; по реализации программы «Антитеррор» – на 69,3, по локомотивному хозяйству – на 75,6.

Владимир Якунин напомнил, что по итогам первого полугодия необходимо ввести в эксплуатацию основные фонды стоимостью 29,2 млрд. рублей. В том числе предстоит завершить реконструкцию тоннеля № 1 на участке Туапсе – Адлер СКЖД и Коршуновского тоннеля ВСЖД, а также вокзального комплекса на станции Уфа. Кроме того, ввести в эксплуатацию двухпутную линию от станции Химки до аэропорта Шереметьево, которую ждут пассажиры.

Читайте также  Цифры

О жалобах

Среднемесячная зарплата работников компании, занятых на перевозках, составила в первом квартале 19559 рублей.

Прирост составил 28 процентов по сравнению с первым кварталом прошлого года. Даже с учетом инфляции это все равно на 13,7 процента больше прошлогоднего уровня.

Зарплата непрерывно растет благодаря повышению производительности труда и новой корпоративной системе оплаты труда. Владимир Якунин признался, что в управление РЖД регулярно поступают письма от отдельных работников с жалобами на снижение зарплаты, но заявил, что считает случаи необоснованного уменьшения заработка недоработкой финансистов на дорогах – система оплаты здесь ни при чем.

Глава компании отметил, что впервые за длительное время удалось в целом на сети сократить одновременно и непроизводительные потери времени, и сверхурочные часы работы локомотивных бригад. Однако на семи дорогах все же допущено увеличение сверхурочных часов работы. Больше всего на Забайкальской – на 40 процентов, Приволжской – на 33 и Куйбышевской – на 27.

Несмотря на определенный прогресс, сверхурочные и потери времени все еще велики и измеряются миллионами часов, поэтому президент призвал сотрудников компании в апреле уделить особое внимание рациональному использованию трудовых ресурсов.

Что стоит за отказом техсредств?

В очередной раз Владимир Якунин вернулся к одной из системных проблем – проблеме отказов технических средств на дорогах.

Несмотря на все усилия, их количество не снижается (особенно на грузонапряженных направлениях) и негативно влияет на эксплуатационную работу сети дорог.

В прошлом году в развитие инфраструктуры компания вложила значительные средства, но уровень надежности ее работы, увы, не вырос в такой же степени. Только за три месяца этого года на железных дорогах произошло свыше 5 тысяч случаев отказа технических средств – общей продолжительностью более 6 тысяч часов. В результате задержаны свыше 16 тысяч грузовых поездов на 14 тысяч часов, две тысячи пассажирских поездов на одну тысячу часов и одна тысяча пригородных поездов на 660 часов.

Наибольшее увеличение числа отказов технических средств допущено на Северо-Кавказской (более чем в два раза), Восточно-Сибирской (на 36 процентов), Забайкальской (на 33) и Приволжской (на 15) дорогах.

– Необходимо ускорить внедрение на железных дорогах новой системы мониторинга состояния технических средств, – отметил глава холдинга, – чтобы эффективно и заранее выявлять неисправности.

Обратил внимание он и на то, что по-прежнему неудовлетворительным остается состояние локомотивного парка. Выросло количество случаев, когда приходится отцеплять от поездов и отправлять в ремонт локомотивы в период гарантированного межремонтного пробега. Только в марте было отцеплено более 6 тысяч локомотивов. И это в то время, когда растет объем перевозок и техника нужна как никогда!

Обновление

 

В марте была одобрена программа обновления парка подвижного состава до 2012 года. Уже в этом году будет закуплено 500 локомотивов, 866 вагонов электропоездов, почти 16 тысяч грузовых и более тысячи пассажирских вагонов.

На аукцион

 

В рамках реализации программы реформирования компания завершила согласования с Правительством РФ решения о продаже на аукционах имущества 22 ремонтных депо. Вырученные средства пойдут на модернизацию железных дорог.