В прошлом номере мы сообщили о том, что ОАО «РЖД» выиграло тендер на строительство железнодорожного участка в Саудовской Аравии. Это первый зарубежный проект компании за последние годы.

Прокомментировать это знаковое событие мы попросили вице-президента по строительству Олега Тони.

– Мы действительно впервые вышли на международный тендер за многие годы. И достаточно сильно оторвались от тех условий, которые сейчас существуют. Поэтому в первом тендере и проиграли. Но провели работу над ошибками, и уже во втором тендере, объявленном Саудовской Аравией, наше предложение оказалось лучшим.

Считаю, что это помогло нам в определении подходов к работе как за рубежом, так и внутри страны. Многие из них, которые нам пришлось пройти, чтобы документы были подготовлены качественно, мы применяем и дома, для инженерных решений. Те же технические решения, которые мы предлагаем, прошли освидетельствование в разных странах и признаны там. Поэтому мы конкурентоспособны практически везде, разве что пока не в организации высокоскоростного движения. Но это пока.

Главное же в этом проекте, как и в любом, – провести грамотную инженерную подготовку, понимать, что хотим сделать, какими ресурсами. Дальше – дело техники.

Понятно, что бессмысленно везти туда собственные бульдозеры и экскаваторы, топливо. Все это есть и там. Рельсы и шпалы будут наши, переговоры с поставщиками мы уже ведем. Что касается объема работ по верхнему строению пути, то выполнять его будут российские железнодорожники вахтовым методом. Предположительно – более 400 специалистов.

Да, стройку предстоит вести в не совсем обычных условиях. Но какие бы трудности ни переживала страна, железные дороги строить продолжали. На протяжении всей их 170-летней истории. И это помогает сегодня справляться с возрастающим грузопотоком в ходе экономического роста.

Читайте также  Пассажирам нравится...

А все то, что было наработано прежде, нами не забыто и применяется. Я имею в виду проектирование, качество. Не как слово, а как подход. Качество управления проектом. Качество материалов. Качество подрядчиков, которых мы пускаем на свои объекты. Пускаем не в смысле «этого хочу, а того не хочу». Мы для всех прописали правила, проводим предквалификацию, достаточно жесткую.

Что же до опыта, то он у нас есть. И в таких условиях, которые не снились ни Саудовской Аравии, ни Китаю, который постоянно выступает нашим конкурентом в проводимых тендерах, ни кому-то другому. По вечной мерзлоте – идем. По валдайским болотам – идем. Мы построили Северо-Муйский тоннель – нет в мире такого, а у нас есть.

– Болота в Саудовской Аравии тоже есть, но больше песка…

– Все головные институты, которые проектировали железные дороги, в том числе и в бывших республиках Союза, где они шли в песках, у нас здесь. И архивы здесь. А песок, поверьте, и десять лет назад, и сейчас – все тот же, другим не стал.

– В чем интерес компании, участвующей в подобных тендерах: имидж, политика…

– Я строитель, поэтому по поводу имиджа и политики – это не ко мне. А интерес компании в любом проекте – заработать опыт и деньги.

– И каким опытом компания уже обогатилась?

– Проработав два года в этом направлении, мы поняли: сейчас мало только хорошо проектировать и строить. Необходимо еще и уметь прорабатывать схемы крупных контрактов. Бизнес-план должен быть настолько хорош, чтобы его готов был профинансировать любой финансовый институт.

– В каких еще тендерах «Российские железные дороги» планируют принять участие?

Читайте также  Высокий старт

– Внутри страны – во всех, которые проводятся на понятных нам условиях. На международном уровне мы ожидаем, что уже в этом году будут объявлены тендеры той же Саудовской Аравией, Алжиром, Северной Кореей, Иорданией, Венесуэлой, Болгарией, Бахрейном.

Бахрейн, к примеру, очень интересен для нас. Мы там прошли предквалификацию по высшей категории, можем строить практически все. А ожидаемый проект – 40-километровый мост из Бахрейна в Катар – очень интересный объект, сложный с инженерной точки зрения. Тем и интересен.

– При такой активности в случае успеха кого «Российские железные дороги» могут потеснить на мировом рынке?

– Объем работ на этом рынке колоссальный. А будет еще больше. Так что речь не о том, чтобы потеснить, скоро хватать строителей не будет. С другой стороны, куда бы мы ни пришли, в Венесуэлу например, первые, кого видим, – китайцы.

Автор: Виктор Любавин