Количество положительных отзывов растет – за счет дополнительных услуг и новых технологий работы ФПД.

Создание год назад Федеральной пассажирской дирекции (ФПД) – это только первый шаг компании по реформе пассажирского комплекса. О первых ее итогах и дальнейших действиях рассказали на недавней пресс-конференции вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов и гендиректор ФПД Валерий Шатаев.

Убытки с возу – компании легче

– Реформа основана на создании нормативной базы, – подчеркнул Михаил Акулов. – Совместно с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) мы проводим работу по завершению разработки прейскуранта № 100216 по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа. Ряд документов уже принят.

Рассмотрен механизм определения ставок за пользование инфраструктурой в дальнем сообщении. Это существенный момент, который позволит четко определить затраты по каждому элементу перевозки пассажиров и создать устойчивую финансовую базу для дальнего и пригородного сообщения, а также вокзальных комплексов.

Впервые в постсоветское время мы имеем возможность получить от государства субсидии по компенсации доходов, выпадающих в результате госрегулирования тарифов по дальним перевозкам. В федеральном бюджете этого года на эти цели выделено 10,9 миллиарда рублей.

К 1 августа мы закончим формирование реестров проездных документов за первое полугодие, которые станут основанием для получения первых траншей по компенсации убытков. Через два года государство должно обеспечить стопроцентное покрытие убытков.

50 миллионов пассажиров на дороге не валяются

Читайте также:  РЖД сохраняет льготы для студентов и учащихся до конца 2008 г.

– Почти 74 процента всех мест в поездах дальнего следования – это плацкартные, межобластные и общие вагоны, – подчеркнул Валерий Шатаев. – Именно эти три четверти мест находятся в регулировании Федеральной службы по тарифам. И мы очень нуждаемся в правильных, взвешенных решениях, потому что объективная оценка платежеспособного спроса населения (а только на этом строится формирование тарифов) помогает нам в работе с правительством по обоснованию получения дотаций на перевозку населения с низким платежеспособным спросом.

Если бы нам сейчас отдали в регулирование плацкартные вагоны и сказали, мол, регулируйте в силу экономически обоснованных расчетов, то мы бы потеряли около 50 миллионов пассажиров. Сегодня у многих граждан нашей страны нет возможности воспользоваться этим видом транспорта без дотаций государства.

Низкобюджетные перевозки, по мнению Валерия Шатаева, нуждаются в хорошем проектировании. Необходимо максимально эффективно использовать каждый квадратный метр. Поучиться этому можно и у зарубежных коллег, и у авиаперевозчиков.

Во Франции и Германии, к примеру, дешевые тарифы распространяются на различные виды перевозок – студенческие, детские, туристические. «Дешевые» поезда более компактны и отправляются в менее удобное и востребованное время.

И у нас здесь есть большой резерв, ведь ночных поездов у нас абсолютное большинство. Эти поезда, выезжая вечером и приезжая утром, целый день стоят в пункте оборота для более удобного отправления вечером в обратный путь. Если задействовать эти вагоны для дневных поездок, сократятся издержки. А у пассажира будет выбор – то ли ему ночь проехать за большую стоимость, то ли за меньшую выехать в 10 утра и к вечеру приехать.

Читайте также:  Владимир Якунин: Кризис заставляет работать активнее

– Путем сокращения издержек, более эффективного использования наших ресурсов мы могли бы добиваться дальнейшего снижения тарифов, – считает Валерий Шатаев. – Но здесь нужна поддержка и на государственном уровне, и на региональном. Особенно на региональном. Этот проект мы предложим для рассмотрения, и я думаю, что на следующий год мы сможем приступить к его реализации.

Стать любимой «дочкой»

В скором времени ФПД должна быть преобразована в Федеральную пассажирскую компанию (ФПК). Михаил Акулов сообщил, что сейчас обсуждается проект создания исключительно государственной ФПК, без участия в уставном капитале ОАО «РЖД». Компания выступает за создание ФПК в виде своей дочерней структуры. Для такого варианта есть технологические и финансово-экономические предпосылки.

Вице-президент ОАО «РЖД» привел пример по развитию проекта ускоренного движения поезда Москва – Адлер. Время в пути между столицей и побережьем сейчас составляет меньше 25 часов. Чтобы добиться этого, пришлось убрать с маршрута Москва – Воронеж – Ростов – Адлер 24 грузовых поезда.

– Это дорогие решения, которые привели к расходам компании. РЖД взяли эти расходы на себя. При иной форме функционирования ФПК такой вариант был бы возможен только с полной компенсацией потерь владельца инфраструктуры, что увеличило бы стоимость проекта, – отметил Михаил Акулов.

Читайте также:  Заинтересовать клиентов

В свете позитивных цифр

Конечная цель всех преобразований – это оказание пассажирам качественных услуг по перевозкам, обновление подвижного состава, подготовка персонала. Положительные тенденции у ФПД уже наметились.

Так, пассажирооборот увеличился почти на 6 процентов, издержки сокращены, повышена производительность труда сотрудников. Большое внимание уделяется качеству обслуживания пассажиров, безопасности движения. 

Парк вагонов стал обновляться совершенно иными темпами. РЖД в этом году закупают свыше 900 вагонов (в прошлом году – 735, а в сравнении с 2002 годом – двукратное увеличение). Новые вагоны все с кондиционированием. Это очень важно, потому что основные жалобы идут как раз на ненормальный температурный режим.

Конечно, за один год достичь коренных изменений не удалось. Все-таки основные средства с большим износом – свыше 60 процентов. Но та динамика, которая наблюдается в течение последнего года, дает основания полагать, что к моменту создания на базе ФПД акционерной компании основные узелки удастся развязать. Для этого есть ресурсы, которые выделяют РЖД, система подготовки персонала и технологии.

– По растущему числу благодарностей от пассажиров мы видим, что они замечают добрые перемены и дают позитивную оценку появившимся дополнительным услугам и новым технологиям работы, – отметил Валерий Шатаев.

Татьяна Комендант