Ускоренные поезда позволяют конкурировать с автоперевозчиками.

В непростую ситуацию попала одна из «дочек» ОАО «РЖД» – компания «Рефсервис» – падение объема перевозок заставило пойти на сокращение штата и законсервировать часть подвижного состава. Но рыбная путина на Дальнем Востоке сделала востребованными вагоны-термосы, ранее стоявшие на приколе. О ситуации в ОАО «Рефсервис» и о перспективах развития нашему корреспонденту рассказал первый заместитель генерального директора компании Олег Киселев.

– Олег Борисович, как кризис повлиял на работу «Рефсервиса»?

– За восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого рынок внутрироссийских перевозок скоропортящихся грузов сократился на 30,5%. При этом доля «Рефсервиса» уменьшилась с 53,5% до 28,8%. В результате объем перевозок скоропортящихся грузов в подвижном составе ОАО «Рефсервис» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 62,6%, то есть почти на 1,7 млн тонн.

Как итог: по итогам первого полугодия у «Рефсервиса» 718 млн руб. убытка.

– Что именно произошло? Люди же есть не перестали…

– Ну, например, в этом году пивоваренная компания «Балтика» стала пользоваться своим подвижным составом и сразу обрушила наши показатели. Раньше она перевозила свои грузы в наших вагонах. Пиво занимало 40% в перевозке скоропортящихся грузов.

Читайте также:  На станции Бийск Западно-Сибирской магистрали открылся новый вокзал

– И вы перешли с пива на рыбу?

– Весь наш рынок – это мясо, рыба, фрукты, напитки, соки. У нас 1128 вагонов-термосов, которые требуют особых условий по срокам доставки – до десяти суток. В составе обычного поезда с Дальнего Востока перевезти груз в вагоне-термосе в Москву нельзя, потому что в таком составе он будет идти примерно в два раза дольше нормы – дней 20. Но если организовать перевозку скоропортящихся грузов в ускоренных поездах с особым расписанием, то можно от Владивостока до Москвы доехать и за 10 суток. Но опять же в норму не укладываемся, потому что еще день нужен на погрузку и день на выгрузку, то есть получается 12 суток. А вот довезти скоропортящиеся продукты с Дальнего Востока до Иркутска, Новосибирска, Екатеринбурга – пожалуйста! Впрочем, в октябре погодные условия позволят увеличить сроки доставки, и тогда можно будет уже и до Москвы поехать.

– Выходит, кризис заставил искать какие-то новые пути?

– Пытаемся что-то сделать, что-то заработать. Пока выручает путина. Расконсервировали 60 секций, еще 20 секций под вопросом. Благо секции были так законсервированы, что их можно быстро восстановить. Я думаю, до Нового года путина не кончится. Сейчас заканчивается лососевая, потом начнется минтаевая, селедочная.

Читайте также:  Экономное движение

– Ну хорошо, путина пришлась очень кстати. А вы ищете еще какие-то грузы?

– Хотелось бы забрать часть грузов у автоперевозчиков. Обычно на железнодорожный транспорт в портах уходит порядка 30% грузов, остальное на автомобили, поэтому попробуем ускоренные поезда организовать, чтобы взять скоростью и тем, что машина берет 20 тонн, а вагон – примерно 60 тонн. Надо заинтересовать грузовладельца. Но пока не получается у нас создать альтернативу автотранспорту на коротком плече.

– Чем можно перехватить у автотранспортников грузоотправителя?

– На расстоянии до 500–800 км они с нами конкурируют за счет своей мобильности. Конечно, если от Питера до Москвы 600 км, то лучше на машине – сел и уехал. Потому что здесь, в Москве, при большом объеме груза надо искать терминал, ведь груз из вагонов надо куда-то выгрузить, объемы такие, что сразу по торговым точкам его развезти невозможно. А в машину погрузил и привез сразу в магазин.

А вот проехать 2 тыс. км от Москвы до Екатеринбурга – тут нам конкурентов нет. Мы за двое-трое суток доедем, а машине на это надо четверо суток. Есть разница?

Читайте также:  Цифры

– Вы видите перспективы для развития вашей компании? Как сделать, к примеру, чтобы она работала со стабильным доходом?

– Безусловно, надо думать о перспективе. Сейчас, кстати, интересное направление есть. Это безлюдные технологии – организация перевозок в рефрижераторных контейнерах с генераторными установками, которые поддерживают определенную температуру в контейнере и не требуют такого количества механиков, как рефсекции.

У нас будут задействованы в перевозках рыбы и морепродуктов 20 таких вагонов. Планируем собрать вместе все вагоны в ускоренный поезд, посмотрим, какой будет результат.

– Значит, спасение в новых технологиях?

– Все необходимо делать в комплексе. Во-первых, надо сохранить то, чем сейчас располагает компания, в первую очередь рефрижераторные секции и обслуживающий персонал. Создать здоровую конкуренцию частным компаниям, которые располагают такими же рефсекциями. Во-вторых, оптимизировать рабочий парк других изотермических вагонов. В-третьих, организовать бизнес компании таким образом, чтобы можно было заработать на развитии инновационных технологий. Проблем пока хватает, но настроение оптимистичное. Человек же должен кушать, а значит, можно надеяться и на спрос наших услуг.

 

Автор: Татьяна Комендант