Новые методики сократят пребывание в стационарах и дадут возможность пролечить больше людей.

    

В ближайшее время медики РЖД начнут проводить профилактику, диагностику и лечение по единым методикам, подобным тем, что уже применяются в цивилизованных странах. Причём вне зависимости от того, где живут и работают пациенты — в Москве, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке.

Рекомендации подготовлены с учётом появления более эффективных медицинских технологий и лекарственных препаратов, заверил нас вице-президент компании Олег Атьков.

   

— Речь идёт о единых стандартах, по которым будут работать абсолютно во всех лечебных учреждениях ОАО «РЖД», — уточняет Олег Юрьевич. — Точно так же, по единым стандартам, будут трудиться и врачебные комиссии, которые отбирают специалистов для работы в нашей отрасли.

   

— И что это даёт?

— У нас сейчас 30 тысяч коек. Представьте себе, сколько людей мы сможем пролечить дополнительно, если оптимально организовать лечение, когда этапы пребывания в стационарах будут сведены к минимальным срокам. Даже если каждого больного поднимать на ноги всего на один день быстрее, чем прежде, можете себе представить, сколько ещё пациентов нам удастся пролечить за год на тех же койках.

В новых экономических условиях у нас складывается совершенно новый подход к понятию «койко-день». Мы теперь финансируем не число больничных коек и не количество специалистов, работающих в больницах, а конкретные пролеченные случаи. Лечат не кровати в палатах, а врачи и медсёстры — с помощью операций, технологий и лекарств, которыми располагают.

Читайте также:  Александр Ашихин: "Инициатива приветствуется"

   

— Откуда на всё это брать солидные деньги?

— Здоровье людей важнее, чем самые лучшие производственные показатели. Хотя и то, и другое неразрывно связано.

В начале 90 годов из федерального бюджета медики МПС получали более 80 процентов финансирования. Отрасль добавляла около 10, остальное медики зарабатывали, оказывая платные услуги территориальному населению.

В 2000-х ситуация изменилась. Из бюджета железнодорожная медицина стала получать менее 15 процентов, из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) — примерно столько же, а основная нагрузка — более 60 процентов — легла на отрасль.

Сегодня из федерального бюджета наши медучреждения не получают ни рубля. Из консолидированного бюджета Департамента здравоохранения РЖД — более 13 млрд. рублей. Львиную долю из них составляют средства компании, которые мы зарабатываем, выполняя её заказы. А по минувшему году мы даже надеемся получить дополнительные средства за счёт перевыполнения финансовых показателей компании.

Всё больше денег мы зарабатываем и самостоятельно, предоставляя платные услуги населению, а также железнодорожникам, если их медобслуживание выходит за рамки добровольного медицинского страхования.

— В конце 2005 года была утверждена концепция развития здравоохранения ОАО «РЖД» на период до 2010 года. Что уже сделано?

Читайте также:  Готовится смена

— В первую очередь, усовершенствовано медицинское обеспечение безопасности движения поездов. В железнодорожных депо внедрена автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров (АСПО). Она исключает человеческий фактор и обеспечивает высокую достоверность результатов.

Ежегодно наши врачи проводят более 25 миллионов осмотров с применением АСПО. К сожалению, установить эту систему в каждом депо мы пока не можем из-за несовершенства существующих систем связи.    

Те, кто поступает на работу, проходят обязательное предварительное обследование. Периодические же осмотры проходят все работники компании. 232 врачебно-экспертные комиссии проводят ежегодно более 1,4 миллиона таких обследований.

   

— Когда железнодорожники получат электронные карты здоровья? По предварительным планам, это должно было произойти в декабре минувшего года…

— Это произойдёт несколько позже. По ходу работы возникли новые идеи, связанные с конструкцией этого устройства. Кроме того, оказалось, что далеко не вся желаемая информация о здоровье наших пациентов имеется в компьютерах у их лечащих врачей. К тому же не во всех медучреждениях есть оборудование для прочтения электронных карт.

Кстати, к разработанным у нас электронным картам здоровья проявляют интерес смежные министерства и ведомства. Уже есть, например, предложение о том, чтобы начать совместный проект с нефтяниками — по разработке электронных карт здоровья рабочих этой отрасли, которые трудятся вахтовым методом.

Читайте также:  Приступить к ликвидации "узких мест"

   

— Какие ещё направления охраны здоровья работников отрасли вы считаете основными?

— В частности, диспансеризацию. Ею сейчас охвачено более 400 тысяч работников компании, которые трудятся во вредных или опасных для здоровья производственных условиях. За счёт проведения регулярных обследований, о которых мы уже говорили, нам удаётся минимизировать профессиональные заболевания.

Ещё одно направление — вакцинация. Например, благодаря массовым прививкам против гриппа заболеваемость работников компании и членов их семей в пиковые сезоны (имеются в виду эпидемии или предшествующие им угрожающие ситуации) в 3 — 4 раза ниже, чем если бы мы их не проводили.

Количество рабочих дней, которое нам удаётся сохранить с помощью активной профилактики, экономит компании сотни миллионов рублей. То есть на каждый рубль, вложенный в ту или иную систему профилактики, допустим, в ту же вакцинацию, компания получает от 5 до 10 рублей отдачи. Это направление всегда было и будет в нашей работе самым главным. Ну и, конечно, лечебная часть, о которой я говорил выше. Мы отдаём приоритет самым современным технологиям, которые то и дело рождаются в мире.

Справка

Электронная карта здоровья. Согласно проекту, работники локомотивных и поездных бригад будут отправляться в путь, имея на руках персонифицированные флэш-карты, содержащие полную информацию о состоянии их здоровья и результатах предрейсовых медицинских осмотров.

Автор: Андрей Ивахнов