Снижение объемов погрузки замедлилось, но для выхода из кризиса нужны новые инициативы.

Хорошая новость


Впервые с начала экономического кризиса на сети ОАО «РЖД» зафиксированы положительные тенденции в динамике объемов погрузки.

В целом снижение погрузки в январе произошло почти по всем видам грузов, и в наибольшей степени – по строительным и лесным, а также черным металлам, железной руде. При этом январский план, который учитывал негативные прогнозы, был перевыполнен на 2%. С заданием справились все дороги, кроме Калиниградской. При этом Владимир Якунин обратил внимание участников селекторного совещания и на положительный момент – появились признаки, указывающие на приближение к низшей точке объемов погрузки, а по ряду позиций – даже к стабилизации. Если в начале января падение составляло почти 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то в последнюю декаду месяца – около 28%.

Положительные тенденции в снижении уровня падения проявились по важнейшим грузам: цементу, строительным и лесным грузам, зерну, удобрениям, черным металлам и их лому. По ряду грузов динамика улучшена по сравнению с декабрьским и даже ноябрьским уровнем. Это рыба, сельскохозяйственные машины, продукты перемола, торф и, что особенно важно, железная руда.

Относительно устойчива погрузка наливных грузов и угля. Время покажет, пошел ли на убыль кризис по всей России или положительные сдвиги второй половины января – это результат улучшения взаимодействия с грузоотправителями и диверсификации перевозочной деятельности.

А в этом направлении уже сделано немало. К примеру, с 1 января на сети используется технология ведения расчетов за грузовые перевозки с использованием единого лицевого счета плательщика. Уже заключено свыше четырех тысяч таких договоров. Другое важное направление – организация электронного документооборота с клиентами. Уже сейчас более 36% заявок на перевозку грузов оформляется грузоотправителями из своих офисов.

Курс на экономию


Нужно использовать все возможности для уменьшения затрат.

В январе ОАО «РЖД» выполнило план доходов по основной деятельности. Однако в связи со снижением объемов перевозок на 15% к уровню прошлого года убытки по итогам января оцениваются на уровне 18 млрд руб.

Чтобы затрат было меньше, решено в феврале завершить разработку и утвердить план передачи в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность неэффективно используемых объектов жилищно-коммунального назначения. За счет этого компания значительно снизит убытки на их содержание.

Лимит расходов на капитальный ремонт в этом году определен в размере 93,4 млрд руб. Это ниже плана прошлого года на 35%. Прежде всего уменьшены расходы на те объекты, которые не связаны с перевозками и безопасностью движения.

Читайте также:  Валентин Виноградов: "К нам приходят за знаниями"

В условиях спада перевозок существенно снижены объемы капитального ремонта инвентарных грузовых вагонов (на 19%) и локомотивов (до 30%).

В связи этим Владимир Якунин предложил Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов использовать резерв для качественного ремонта приватного подвижного состава. К примеру, в январе предприятия сети сверх плана отремонтировали свыше 400 частных вагонов и заработали более 37 млн руб.

На примере обновленного Курского вокзала Владимир Якунин напомнил, что от вокзалов можно получать больше прибыли даже в условиях кризиса. Также в числе первоочередных задач первого квартала президент назвал получение дивидендов от дочерних обществ в размере 2,7 млрд руб.

Время инициатив


Железным дорогам нужно быть более конкурентоспособными.

В условиях кризиса повысилась конкуренция среди перевозчиков. В выигрыше тот, у кого более гибкая политика, когда уступка в малом помогает сохранить большее. Владимир Якунин отметил, что многие дороги активно стараются обойти конкурентов. К примеру, Южно-Уральской дороге отмена договорных тарифов за несвоевременную подачу заявок позволила дополнительно привлечь свыше 13 тыс. тонн минерально-строительных грузов в месяц.

На Северной дороге организованы дополнительные перевозки глинозема в хоппер-цементовозах на особых условиях. Решается вопрос о перевозках на платформах личных автомобилей жителей северных городов Республики Коми.

На Калининградской магистрали формируется новый грузопоток по перевозке мебели в крупнотоннажных контейнерах в регионы Свердловской и Западно-Сибирской дорог с использованием паромной переправы Балтийск – Усть-Луга.

Приведя эти примеры, президент предложил разработать пакет услуг для операторов рыбного рынка, чтобы привлечь дополнительные объемы перевозок рыбы из Мурманска и с Дальнего Востока, а в Северо-Западном регионе постараться переключить с автомобильного на железнодорожный транспорт перевозку бумаги и других грузов из Финляндии в Санкт-Петербург и Москву.

Без долгов


В январе среднемесячная зарплата железнодорожников, занятых в перевозках, составила 22218 руб. с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 21,2%.

Как пояснил Владимир Якунин, это обусловлено прежде всего решением Правительства России о разовом повышении заработной платы железнодорожникам.

Но и сама компания, несмотря на экономический кризис, четко выполняет коллективный договор. К примеру, с 1 февраля заработную плату работников ОАО «РЖД» проиндексировали на 2,5% (исходя из фактического роста потребительских цен в IV квартале 2008 года).

Но чтобы в условиях падения объемов перевозок выплачивать зарплату, наряду с выполнением плана доходов и расходов необходимо обеспечить сбалансированное движение денежных средств и эффективное управление оборотным капиталом, в первую очередь дебиторской и кредиторской задолженностью.

Читайте также:  Дорога стала двухпутной

Ряд мероприятий в этом направлении уже реализуется. Например, оптимизирован порядок расчетов с дочерними и зависимыми обществами с учетом их финансового положения.

В рамках управления задолженностью за перевозки применяется практика приема в рамках установленных лимитов банковских гарантий в качестве обеспечения по платежам крупных и надежных грузоотправителей.

Это позволяет удержать на железных дорогах ключевых клиентов и замедляет снижение объемов перевозок. С начала года, как обычно, началась договорная кампания. Президент поставил задачу активизировать работу с контрагентами по согласованию наиболее выгодных для ОАО «РЖД» условий расчетов.

В первую очередь это касается строительного блока. Владимир Якунин поручил вице-президенту Олегу Тони, начальнику департамента капитального строительства Алексею Тихонову, Дирекции по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта и Дирекции капитального строительства сетей связи, начальникам железных дорог выработать приоритеты выдачи денежных средств подрядчикам и постоянно контролировать выполнение работ.

Делу время


Спад объемов перевозок необходимо использовать для подготовки к путевым работам.

Подготовку к летним ремонтно-путевым работам нужно ускорить.

В этом году на сети будет капитально отремонтировано и реконструировано 6,8 тыс. км путей. Однако в случае финансовой поддержки государства эти объемы могут быть удвоены. Сегодня на закупку материалов верхнего строения пути и запчастей для ремонта путевой техники выделено свыше 17 млрд руб. Однако не все магистрали справляются с планом подготовки к путевым работам.

Так, задание по сборке путевой решетки на сети в целом за январь выполнено только на 93%. Серьезно от графика отстали Свердловская, Восточно-Сибирская и Приволжская дороги.

Задание по завозу щебеночного балласта на сети выполнено на 71%. А на Московской, Октябрьской и Горьковской дорогах – всего лишь на треть от запланированных объемов.

Чтобы не сорвать подготовку к ремонтному сезону, президент компании обязал руководителей железных дорог, Росжелдорснаба, Первой нерудной компании и Центральной дирекции по ремонту пути ускорить завоз щебеночного балласта, сборку путевой решетки и стрелочных переводов. При этом нужно наверстать упущенное время. Для этого необходимо максимально эффективно использовать парк хоппер-дозаторов, за продвижением которых, а также организацией их круглосуточной выгрузки на базах зимнего складирования должен быть постоянный контроль.

Цена нарушения


Причина ЧП на Дальневосточной железной дороге – нарушение инструкций.

В прошлом году травматизм в компании снизился на 14%. Однако до сих пор на сети случаются серьезные ЧП. Владимир Якунин напомнил участникам селектора, что 16 января на перегоне Тасс-Юрях – Юктали Дальневосточной магистрали рабочий поезд наехал на путейскую бригаду. Монтеры пятого околотка Юкталинской дистанции из-за грохота электрошпалоподбоек не услышали сигнал приближающегося локомотива. Выставленные перед началом работ два сигналиста были сняты – вместе с остальными они подбивали шпалы. В результате наезда были травмированы четыре человека. Двое из них погибли.

Читайте также:  Премия за торги

Причина трагедии – грубейшее нарушение организации путевых работ. Выправку пути проводили, не оградив место, а сигналисты работали вместе со всеми. Владимир Якунин потребовал от руководителей путевого комплекса обеспечить соблюдение действующих инструкций охраны труда и технологии проведения работ. «Необходимо довести до понимания руководителей дистанций пути, дорожных мастеров и бригадиров, что они несут прямую ответственность, вплоть до уголовной, за жизнь своих подчиненных», – резюмировал он.

Реформы не остановить


До завершения реализации программы структурной реформы РЖД осталось менее двух лет.

В этом году будет реализован ряд проектов в области корпоративного строительства и развития холдинга «РЖД». Прежде всего завершение разработки целевой модели рынка грузовых перевозок – выбор оптимальной схемы выведения парка грузовых вагонов из имущественного комплекса ОАО «РЖД» и создание Второй грузовой компании.

В сфере пригородных перевозок будет ускорено создание дочерних пригородных перевозчиков, а на перспективу разработан вариант создания специальной управляющей компании для координации их деятельности и развития. В сфере деповского ремонта грузовых вагонов планируется разработка новой модели создания дочерних обществ на базе Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов.

Еще одно направление – разработка ряда проектов, направленных на развитие международного бизнеса холдинга. Среди них создание совместных предприятий для реализации железнодорожных проектов в Монголии и Австрии. Серьезное значение для ускорения инновационного развития компании имеют проекты создания Корпоративного университета и Института экономики и развития железнодорожного транспорта. Для реализации обоих проектов нужна подготовка пакета необходимых документов.

Горячая пора


Владимир Якунин сформулировал основные задачи на февраль.

Компании необходимо обеспечить грузооборот в объеме 140,6 млрд ткм, сформировав не менее 52,1 млрд руб. выручки за грузовые перевозки.

Освоить пассажирооборот в объеме 10 млрд пасс.-км, сформировав выручку не менее 8,4 млрд руб., в том числе 1,2 млрд руб. в пригородном сообщении. Заработать не менее 1,6 млрд руб. за счет предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

Освоить запланированные объемы перевозок и капитального ремонта основных фондов в пределах бюджета эксплуатационных расходов.