Исторические объекты принесут компании прибыль.

Департамент управления имуществом ОАО «РЖД» исследовал бездействующие водонапорные башни и выставил 46 из них в аренду и на продажу.

Водонапорные башни есть практически на каждой станции РЖД. Часть из них раньше использовалась для заправки паровозов водой и «ушла на пенсию» вместе с ними. Многие из башен заброшены. Между тем в департаменте считают эти сооружения весьма привлекательными для потенциальных покупателей и арендаторов объектами. В этом году ОАО «РЖД» запланировало получить от аренды имущества более 5 млрд руб. Это очень сложная задача, особенно в период спада рынка. Поэтому в департаменте ищут все возможные пути для ее выполнения.

– Мы хотим сделать сетевой проект: найти одного либо нескольких инвесторов, которые вложили бы свои средства в создание в этих башнях предприятия, которое, с одной стороны, было бы окупаемым, а с другой – содействовало бы развитию репутации, продвижению РЖД. Можно, к примеру, устраивать в них кафе со смотровыми площадками, совмещенными с музейными и выставочными площадями, где рассказывалось бы об истории железнодорожного транспорта. Скорее всего, формой отношений с инвесторами будет долгосрочная аренда, – рассказывает начальник департамента управления имуществом Даниил Петров.

Читайте также:  Покупать то, что нужно

В департаменте уверены: у башен перспективное будущее. Ведь они всегда доминируют на местности, возвышаясь над окружающими сооружениями, имеют неповторимый облик, а некоторые являются памятниками архитектуры. Кроме того, это основательные и прочные сооружения, при соответствующем уходе способные прослужить очень долго.

Даниил Петров напомнил, что опыт перепрофилирования сугубо железнодорожных объектов у департамента уже есть. Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге в конце девяностых годов был закрыт и передан в собственность города. Сегодня в здании бывшего вокзала разместился большой коммерческий развлекательный центр. В нем есть кинотеатры, рестораны и магазины.

Идея использовать недействующие водонапорные башни по другому назначению уже доказала свою жизнеспособность. В Санкт-Петербурге на улице Шпалерной в старинной башне располагается Музей воды. А в Кронштадте в историческом здании старой водонапорной башни разместился Исторический архитектурно-художественный музей. В Хабаровске возле Дома одежды в башенке из красного кирпича работает кафе, не испытывая недостатка в посетителях.

Перечень предлагаемых РЖД в аренду башен – 46 объектов на Горьковской, Калининградской, Приволжской, Свердловской, Южно-Уральской, Забайкальской, Дальневосточной и Октябрьской магистралях – размещен на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Планируемые объекты к реализации».

Читайте также:  Сэкономить на курорте

Конечно, полезная площадь водонапорных башен несравнима с площадями вокзала. Самая маленькая – чуть меньше 7 кв. м – у башни постройки 1901 года, на станции Маккавеево Забайкальской дороги. Самая большая – более 170 кв. м – у водонапорной башни, построенной в 1936 году на станции Ковров Горьковской дороги. Но каждой из них, как надеются в департаменте, найдется достойное применение.

Самое старое из выставленных в списке сооружений – водонапорная башня на станции Максатиха Октябрьской железной дороги. Ее построили в 1878 году. Сегодня это памятник исторического, культурного и археологического наследия. На Горьковской железной дороге статус памятника промышленного зодчества дореволюционного периода носит башня на станции Глазов, а другая – на станции Балезино – является объектом культурного наследия. Обе они были введены в строй в позапрошлом веке, в 1898 году.

Объектами культурного наследия признаны и все семь водонапорных башен Калининградской железной дороги. Из них одна постройки начала прошлого века на станции Балтийск, остальные были сооружены в середине или в конце сороковых годов прошлого столетия – две на станции Гусев и по одной на станциях Багратионовск, Знаменск, Нестеров и Черняховск.

Читайте также:  Самое слабое звено

Представляют историко-культурную ценность две башни на Свердловской железной дороге – на станции Азанка, постройки 1916 года, и в городе Кушва, 1904 года постройки.

На нескольких станциях в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Горьковской дороге исторический и культурный статус выставленных к аренде водонапорных башен еще уточняется.

В департаменте отмечают, что аренда не только выгодна для РЖД, но и полезна старым сооружениям – ведь здания, которыми пользуются, живут дольше. Да и арендаторы будут поддерживать сооружения в хорошем состоянии. Так что польза получается двойная – и экономическая, и культурная.

Пока потенциальные арендаторы и покупатели только приглядываются к объектам. Однако замначальника отдела имущественного обеспечения структурной реформы департамента управления имуществом ОАО «РЖД» Дмитрий Яковлев, курирующий проект по водонапорным башням, смотрит на ситуацию с оптимизмом.

– Во-первых, идет предварительное изучение спроса, – поясняет он. – Во-вторых, сейчас на всем рынке недвижимости затишье из-за экономического спада. Но после спада обязательно начнется подъем. И тогда такие привлекательные объекты, как башни, не «застоятся». Я думаю, есть реальный шанс реализовать проект, как это было задумано.

Автор: Татьяна Комендант