Повреждения подвижного состава при разгрузке в портах и значительные простои вагонов на предпортовых станциях и на подходах к портам являются главными проблемами во взаимоотношениях железнодорожников и портовиков. Об этом на конференции «ОАО «РЖД» – порты. Новые формы взаимодействия» заявил первый вице-президент компании Вадим Морозов.

Он отметил, что в настоящее время холдинг предпринимает активные действия по устранению дефицита полувагонов, обеспечивая закупку нового подвижного состава, прежде всего, полувагонов. Только в 2006 году компанией закуплено 8,5 тыс. полувагонов, в текущем году планируется приобрести еще 21 тысячу. Ведутся и работы по модернизации вагонного парка путем усиления конструкции кузова и других узлов.

Но проблемы остаются – из-за массового повреждения вагонов в портах и вывода их по этой причине из эксплуатации. В прошлом году в процессе выгрузки повреждено почти 19 тыс. вагонов (из них 12,3 тыс. в порту Мурманска), что в 3,3 раза больше показателей 2005 года. За первый квартал этого года портовики повредили почти 8,5 тыс. вагонов (из них 6,1 тыс. в порту Мурманска), что более чем в 4 раза превышает аналогичный прошлогодний показатель.

– Собственник вагона вряд ли направит полувагоны с углем под разгрузку грейферами, зная, что из ста выгруженных вагонов, к примеру, в порту Мурманск будет повреждено 19, в порту Посьет – 13. Во многом применение грейферной технологии разгрузки является причиной того, что вагонное хозяйство железных дорог вынуждено, кроме устранения повреждений при подготовке вагонов к перевозкам, ежегодно производить неплановый текущий ремонт еще около 800 тыс. вагонов, – подчеркнул Вадим Морозов.

По его мнению, при заключении договоров на перевозку грузов с грузополучателями, которые производят разгрузку грейферами или грейферными лесными захватами и другими не предназначенными для работ с вагонами устройствами, предусматривать введение платы страхового риска повреждений, поскольку при разгрузке таким способом повреждения получает каждый полувагон.

Читайте также  Через горы – к океану

К страховым рискам следует отнести полученные накопления повреждений, при которых работоспособность вагонов сохраняется на непродолжительный период времени, а при дальнейшей эксплуатации они требуют обязательного ремонта, но уже не за счет виновных в повреждении, а из средств железных дорог.

Вадим Морозов также выразил озабоченность постоянным ростом количества брошенных поездов из-за того, что их не принимают морские порты.

– На припортовых дорогах ежесуточно простаивают в ожидании приема под выгрузку порядка 45 поездов с экспортными грузами. Это «омертвляет» подвижной состав и существенно осложняет эксплуатационную работу дорог. Отказы в приеме поездов ведут к потере грузовой базы. Только в январе – феврале по причине неприема грузов портами, нефтебазами и иностранными железными дорогами не было перевезено более 9 млн. тонн различных грузов, потери государства и регионов превысили 4 млрд. рублей, – отметил первый вице-президент ОАО «РЖД».

По словам Вадима Морозова, к росту количества брошенных поездов и простою вагонов ведет отсутствие системного подхода во взаимодействии портов с фрахтовыми компаниями, судовладельцами и стивидорами, несоответствие уровня технического развития портовых мощностей возрастающим объемам внешнеторговых перевозок грузов. Недостатки же в работе портов и других участников перевозочного процесса компенсируются за счет железнодорожного транспорта в виде использования вагонов как «складов на колесах», что не только отрицательно влияет на работу железных дорог, но и снижает глобальную конкурентоспособность самих российских портов.

Вадим Морозов считает, что необходимо изменить законодательство, регулирующее деятельность разных видов транспорта. Также разработать и реализовать совместные проекты, обеспечивающие согласованное развитие инфраструктуры и единство диспетчерского управления внутрипортовыми операциями. Добиться и последовательного внедрения логистических принципов при организации перевозок грузов в направлении морских портов, глобальной задачей которых является ускорение продвижения материальных потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов.

Читайте также  Надежда Бородина: "Соцпакет по принципу кафетерия"

Справка

98 млрд. рублей за последние три года компания вложила в развитие железнодорожных подходов к портам и в предпортовые станции.