Транспортную ситуацию, которая в последние годы сложилась в Москве, полумерами уже не разрулить.

Правление ОАО «РЖД» и правительства Москвы и Московской области недавно одобрили Генеральную схему развития Московского железнодорожного узла.

На прошлой неделе первый вице-президент Компании Вадим Морозов рассказал журналистам, какие задачи будут решены в ходе реализации крупнейшего проекта.

Цена вопроса

Первый вице-президент Компании назвал стоимость новой программы – 767 миллиардов рублей до 2025 года. Из них 323 миллиарда (без подвижного состава) – это то, что необходимо освоить до 2015 года.

Вадим Морозов отметил, что помимо инвестиционных средств Компании, по договору с правительством Москвы, будут использоваться средства столичного бюджета. Кроме того, по предварительным оценкам, доля федерального бюджета составит не менее 50 процентов всех расходов.

– Кто-то скажет: ну вот, опять пошли в правительство за деньгами, – упредил вопросы первый вице-президент. – Я сделаю такое отступление, мне кажется, оно уместно.

Только что вернулся из командировки в Амстердам, где проходила Шестая Всемирная конференция по высокоскоростному движению. Нас пригласили на недавно построенный участок пути – стокилометровая линия, первоклассная, я вам скажу! – из Амстердама в Роттердам.

Цена этой стройки составляет без малого семь миллиардов евро. Около шести миллиардов дало правительство Голландии. Оно выкупило все земли, которые были в частной собственности, построило все развязки с автомобильным транспортом, подготовило инфраструктуру для верхнего строения пути. А частный капитал принес еще около одного миллиарда евро. Вот такое соотношение…

Читайте также:  Любовь Васина: "А за язык доплатят"

Малое кольцо – для пассажиров…

Директор института «Гипротранстэи» Федор Пехтерев конкретизировал, как проектировщики представляют себе решение некоторых задач по этому проекту.

– Москва сложилась как транспортный узел со своими диаметральными направлениями, – отметил Федор Пехтерев. – Но все они заканчиваются на московских железнодорожных вокзалах, а дальше нагрузка перекладывается на городской транспорт. Мы начинаем передвигаться на метро, трамваях и т.д. Поэтому одна из первых задач – превращение пригородного движения в пригородно-городское.

С помощью Малого кольца мы кардинально изменим всю схему передвижения пассажиропотока, который идет на железнодорожных радиальных направлениях, – путем перераспределения и соединения с другими направлениями. Так, по сути, мы сможем исключить наземный вид транспорта Москвы и облегчить положение перегруженного в центральной части города метрополитена.

Уже намечены конкретные планы организации пассажирского движения на Малом кольце. Сейчас оно используется только для грузового движения. Первый участок находится в процессе проектирования.

После долгих споров было принято решение, что Малое кольцо обязательно должно быть электрифицировано. В дальнейшем это облегчит соединение диаметральных направлений. Кроме того, эти диаметры помогут в будущем организовать скоростное движение на юг.

…Большое – для грузов

В Москве планируется строительство трех новых железнодорожных вокзалов. Один – в районе площади Ильича – как раз возьмет на себя дополнительный пассажиропоток на новом южном скоростном направлении.

Второй крупнейший пассажирский технический комплекс, включающий в себя вокзал и инфраструктуру, намечают разместить в районе станции Каланчевская (напротив нового высотного здания РЖД) с частичным использованием контейнерных площадей.

Читайте также:  Перевозки пассажиров выросли на 2,4%

Новый комплекс возьмет на себя обслуживание пассажиропотоков с аэровокзалов, части пассажиропотока с севера, и, самое главное, когда будет завершен проект по организации высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Москва, именно этот вокзал будет отправлять и принимать высокоскоростные поезда.

И третий вокзал, правда, уже в более отдаленной перспективе, планируется построить в создаваемом нынче архитектурном комплексе Большого Сити. Этот вокзал будет соединен и со скоростными поездами, и с обычными электричками.

Федор Пехтерев с гордостью отметил, что новый транспортный продукт – организация интермодальных перевозок в аэропорты Москвы и между ними – идея РЖД. Сделать это было достаточно сложно и по планировочным, и по техническим решениям. Но все же проектировщикам это удалось. Буквально за 30-40 минут можно будет переместиться из одного аэропорта в другой. Правда, только в 2011 году.

Самой сложной задачей директор проектного института считает освобождение Москвы от транзитного грузового движения. Решить эту проблему, по его мнению, можно путем создания трех больших сортировочных станций на Большом окружном кольце. Конечно, появятся перепробеги, но ради освобождения Московского железнодорожного узла от транзитного и несвойственного этому узлу грузового движения это является оптимальным вариантом.

Малое железнодорожное кольцо

6 направлений проекта

Вадим Морозов определил шесть наиболее важных направлений:

1. Обеспечение возрастающих пассажирских перевозок и в дальнем, и в пригородном сообщении.

Читайте также:  Цифра

2. Преобразование пригородного железнодорожного транспорта в пригородно-городской, не только ориентированный на пригородные зоны области, но и действующий между отдельными районами столицы.

3. Организация в Москве на Малом окружном кольце, которому в этом году исполняется ровно сто лет, пассажирского движения.

Оно должно во взаимоувязке с наземным транспортом и метро разгрузить городской транспорт, связав все транспортные системы в единое целое с устройством пересадочных пунктов в местах их пересечения.

4. Организация интермодального пригородно-городского движения электропоездов, связывающего аэропорты.

Два столичных аэропорта – Внуково и Домодедово – уже имеют такое сообщение. Полным ходом идут работы в направлении Шереметьева, уже этим летом пассажиры смогут добираться до этого аэропорта на электричке с Савеловского вокзала.

5. Максимально разгрузить грузовое движение и вывести его за пределы Москвы.

Ежесуточно в Москву поступает в составе грузовых поездов более четырех с половиной тысяч вагонов, но только треть из них везет грузы непосредственно для нужд столицы. Остальные – это транзитные вагоны, которые в Москве только обрабатываются: исторически транспортная структура сформировалась так, что мощные сортировочные станции находятся непосредственно в городе. Чтобы создать возможности для увеличения интенсивности движения пассажирских и пригородных поездов, освободить полигоны для пассажирского сообщения, необходимо вывести транзитные грузопотоки на дальних подходах.

6. Использование пространства, занимаемого железнодорожным транспортом, для обустройства объектов городской инфраструктуры.

Имеется в виду надпутевое строительство автомобильных дорог, сооружений, которые технически возможны над железнодорожной инфраструктурой.

Автор: Татьяна Комендант