Впервые в ОАО «РЖД» будет действовать Коллективный договор, рассчитанный на три года.

На этой неделе доку­мент представят на под­пись президенту ОАО «РЖД» Владимиру Яку­нину и председателю Единого представитель­ного органа первичных профсоюзных органи­заций Роспрофжела Ни­колаю Никифорову.

Проект документа не­давно был согласован на совместном заседании правления компании и Роспрофжела. Проанали­зировано более трехсот предложений, поступив­ших от департаментов, филиалов компании, про­фсоюзных организаций. Итогом работы стало не только сохранение в но­вом документе всех основ­ных социальных гарантий и льгот, закрепленных в действующем Коллектив­ном договоре, но и появ­ление новых.С чем это связано? На заседании Владимир Яку­нин отметил, что сегодня во многих регионах же­лезнодорожников перема­нивают в другие структу­ры более высокой зарпла­той. Однако конкуриро­вать на рынке труда такая производственная компа­ния, как РЖД, может не только за счет постоянно­го повышения зарплаты, но и создания новых усло­вий работы, улучшения качества жизни железно­дорожников. – Сохранить людей компании помогут пре­жде всего перспективы, устроенный быт семьи, са­дики и лагеря отдыха для детей, защищенность пен­сионеров. Только грамот­ное управление человече­ским капиталом позволит нам решить масштабные задачи, – считает Влади­мир Якунин.Среди новых льгот и гарантий – страхование на случай утраты профессио­нальной трудоспособности, а также возмещение в тече­ние двух месяцев расходов, связанных с обязательны­ми медосмотрами при по­ступлении на работу. На обеспечении ра­ботников филиалов спец­одеждой в колдоговоре сделан особый акцент. Они должны получать по нормам, согласованным с профсоюзными орга­нами, спецодежду, спец­обувь и другие средства индивидуальной защиты. Для обеспечения своевре­менной стирки спецодеж­ды отдельным категори­ям работников РЖД пре-дусматривается выдача двойного комплекта спец­одежды с двойным сроком ношения.Или вот еще льгота – один раз в два года работ­ники из районов Крайне­го Севера теперь смогут совершить поездку в цен­тральные районы России на воздушном транспорте взамен железнодорожного и получить компенсацию. Впрочем, заработную плату в колдоговоре тоже не обошли стороной. Со­глашением закреплено, что рост реальной зарпла­ты зависит от результатов деятельности компании. При этом уровень оплаты труда должен быть кон­курентоспособным на рынке труда. Также пред­усмотрена индексация заработков на уровне ин­фляции и определен кон­кретный срок этого повы­шения – во втором месяце квартала, следующего за отчетным. В праздничные дни, когда работники компа­нии не привлекаются к работе (за исключением тех, кто получает оклад), компания будет произво­дить им дополнительные выплаты в размере 75 ру­блей за один нерабочий праздничный день.

Еще одним нововве­дением стало разграниче­ние в документе социаль­ных обязательств компа­нии на те, что предостав­ляются в рамках трудово­го законодательства РФ, и те, что компания берет на себя добровольно. Как по­яснил начальник депар­тамента социального раз­вития ОАО «РЖД» Андрей Быков, «это сделано для большей информирован­ности персонала».Один из основных разделов корпоративной части колдоговора посвя­щен развитию кадрового потенциала. В связи с де­мографическими пробле­мами в стране и жесткой конкуренцией среди ра­ботодателей за привлече­ние кадров, ценность пер­сонала, который сегодня трудится на железной до­роге, повышается. В связи с этим уволь­нение работника – если оно не связано с наруше­нием трудовой дисципли­ны, а происходит из-за сокращения штата – рас­сматривается как край­няя мера, когда исчерпа­ны уже все возможности трудоустройства человека внутри компании. Так, в качестве альтер­нативы увольнению пред­ложено использовать не­полный рабочий день, пе­реезд на новое место рабо­ты, перевод на другую, ни­жеоплачиваемую работу с сохранением средней зар­платы по прежнему месту работы в течение первых трех месяцев.Заметим, что в связи с реформированием и про­блемами, возникающи­ми с дополнительными выплатами работникам, отказавшимся от равно­ценной работы при соз­дании дочерних обществ и пожелавшим уволиться по сокращению, выплаты сверх законодательства производиться не будут.Зато в новом колдого­воре появился другой важ­ный пункт: увольнение по сокращению штата, пре­кращению деятельно­сти филиала или другого структурного подразделе­ния не сможет коснуться одновременно двух чле­нов одной семьи. В целом же числен­ность работников будет регулироваться за счет развития временной и се­зонной занятости, упре­ждающей переподготовки специалистов. При этом техническую учебу наме­рены проводить в рабочее время – с сохранением за обучаемыми установлен­ного размера зарплаты. А если учеба в рабочее вре­мя невозможна, то с согла­сия работника она прово­дится в свободное время, но с оплатой из расчета часовой тарифной ставки или оклада за каждый час обучения.В сфере социальных гарантий неработающим пенсионерам сохранены все ранее действовавшие льготы. К ним относятся, например, ежемесячная материальная помощь уволенным на пенсию (теперь уточнен срок – до 1 февраля 2008 года), не имеющим права на него­сударственное пенсион­ное обеспечение, или бес­платный проезд по лич­ным надобностям по разо­вым требованиям в купе поездов дальнего следо­вания. Появился новый пункт об оказании материаль­ной помощи ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Победы. По­мимо этого, деятельность советов ветеранов теперь будут поддерживать день­гами – ежемесячные пере­числения компания будет производить через благо­творительный фонд «По­чет». Председателям сове­тов выплаты будут увели­чены в среднем на шесть­десят процентов.

Читайте также  Андрей Быков: "Жить придётся по бюджету"

В колдоговор заложе­на возможность увеличе­ния выплат пенсионерам, не получающим негосу­дарственную пенсию. Медицинская помощь в поликлиниках и боль­ницах ОАО «РЖД» будет оказываться пенсионерам за счет средств компании при условии их стажа на железнодорожном транс­порте не менее десяти лет. Если пенсионер- желез­нодорожник не имеет воз­можности получить услу­ги по изготовлению или ремонту зубных протезов в территориальных медуч­реждениях, то такую по­мощь ему должно оказать учреждение ОАО «РЖД». В целом стоимость индивидуального соци­ального пакета не изме­нится ни для отраслевых пенсионеров (она состав­ляет в этом году 5,9 тыся­чи рублей), ни для работ­ников компании (30 ты­сяч рублей). Общая сумма, ко­торую ОАО «РЖД» потра­тит на выпол­нение обя­зательств по колдоговору, составит поч­ти семьде­сят миллиар­дов рублей. Предусмотре­но поэтапное увеличение финансиро­вания от 80 до 96 миллиар­дов рублей на реализацию обязательств по колдого­вору на 2008 – 2010 годы.Коллективный дого­вор на 2008 – 2010 годы станет базовым докумен­том для заключения по­добных соглашений в фи­лиалах компании. А вот структурные подразделе­ния (в частности, отделени
я дорог) теперь освобож­дены от обязан­ности заключения колдоговоров. При этом особенности гарантии и льго­ты, предусматри­вавшиеся ранее, по предложению данных структур должны быть отра­жены в коллектив­ных договорах фи­лиалов.По словам пред­седателя Роспроф­жела Николая Никифоро­ва, причиной этого стало «создание вертикально ин­тегрированных филиалов и сокращение в отделениях дорог хозяйственных функ­ций».Что касается дочер­них и зависимых обществ, то их колдоговоры будут строиться на основе От­раслевого тарифного со­глашения на 2008 – 2010 годы, которое к декабрю должны разработать Ро­спрофжел и отраслевое объединение работода­телей железнодорожного транспорта.

Прямая речь

Прочная социальная основа

Владимир Кравцов, председатель дорпроф­сожа:

– 23 ноября состоя­лась конференция пер­вичной профсоюзной организации Забайкаль­ской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Она приняла решение о нача­ле переговоров по заклю­чению коллективного договора Забайкальской маги­страли на 2008 – 2010 годы.
Ранее, четырнадцатого ноября, состоялось совмест­ное заседание Правления ОАО «РЖД» и единого предста­вительного органа первичных организаций Роспрофжел, на котором был рассмотрен проект коллективного дого­вора компании на 2008 – 2010 годы. Документ сохранит все льготы и гарантии, которые существуют в действую­щем коллективном договоре, и будет дополнен новыми.
Увеличение срока действия документа будет спо­собствовать сохранению уверенности работников в их социальной защите и стабильной работе коллектива.
Новый дорожный коллективный договор будет ре­гламентировать трудовые отношения на всей дороге, поэтому отпадает нужда в коллективных договорах на отделениях и в структурных подразделениях маги­страли.

Читайте также  Пусть все идет под откос?!

Помогите ветеранам

Юрий Щербаков, председатель совета ве­теранов Свободненско­го отделения:

– Первое, что надо непременно решить при заключении дорожного коллективного догово­ра, – это вопрос с оплатой труда председателей сове­тов, в первичных органи­зациях которых числится менее 150 пенсионеров, как это было до 2003 года.
Серьезная проблема – оплата ритуальных услуг. Что такое один – три размера оплаты труда, когда сей­час похороны человека обходятся в гораздо большую сумму. Хотелось бы, чтобы в новом коллективном до­говоре компании размер этих средств был увеличен по крайней мере в два – три раза. Материальная помощь семье в случае смерти не­работающего пенсионера, по нашему мнению, долж­на быть не менее десяти минимальных размеров опла­ты труда.
Хотелось бы, чтобы подоходный налог со стоимо­сти бесплатного билета и путевок на курортное лече­ние выплачивали не сами пенсионеры, а компания. Это было бы тоже хоть и незначительным, но все-таки подспорьем для ветеранов, многие из которых испы­тывают материальные затруднения.

В отпуск — самолётом

Андрей Суханов, бригадир дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении:

– Отрадно, что в проекте нового коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы сохранены все социальные льготы, в том числе и вознаграждение в размере до шести месячных заработков. Это свидетельствует о финансовой стабильности компании. Нам интересно знать, будет ли участок Чернышевск – Ерофей Павлович относиться к районам, приравненным к Крайнему Северу. Зимой у нас подолгу держатся низкие температуры. Если проект коллективного договора будет принят за основу, то северянам один раз в два года можно будет слетать в отпуск на самолете да еще и получить компенсацию затрат.

В тему

Андрей Быков, начальник департамента социального развития ОАО «РЖД»:

Читайте также  Обнадёживающая перспектива

— Принимая коллективный договор до 2010 года, мы предполагаем, что сможем постепенно вносить в него изменения для решения задач по реализации функциональной стратегии и собственно развития кадрового потенциала.
И мы рассматриваем коллективный договор не как инструмент перераспределения социальных благ в пользу менее социально-защищенных сотрудников, а все-таки как инструмент управления персоналом. То есть с его помощью привлекать, мотивировать и удерживать тех сотрудников, в которых компания нуждается для реализации поставленных стратегических целей, формировать позитивный имидж на рынке труда, оптимизировать затраты на социальные нужды, повышая их адресность.

Цифры

4435 работников ОАО «РЖД» получили в прошлом году ипотечные субсидируемые кредиты на сумму 3,8 млрд. рублей.

1700 руб. средний размер негосударственной пенсии. Ее ежемесячно получают через НПФ «Благосостояние» 1 млн. 400 тыс. пенсионеров.

Автор: Елена Кудрявцева