Впервые в ОАО «РЖД» будет действовать Коллективный договор, рассчитанный на три года.
На этой неделе документ представят на подпись президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину и председателю Единого представительного органа первичных профсоюзных организаций Роспрофжела Николаю Никифорову.
Проект документа недавно был согласован на совместном заседании правления компании и Роспрофжела. Проанализировано более трехсот предложений, поступивших от департаментов, филиалов компании, профсоюзных организаций. Итогом работы стало не только сохранение в новом документе всех основных социальных гарантий и льгот, закрепленных в действующем Коллективном договоре, но и появление новых.С чем это связано? На заседании Владимир Якунин отметил, что сегодня во многих регионах железнодорожников переманивают в другие структуры более высокой зарплатой. Однако конкурировать на рынке труда такая производственная компания, как РЖД, может не только за счет постоянного повышения зарплаты, но и создания новых условий работы, улучшения качества жизни железнодорожников. – Сохранить людей компании помогут прежде всего перспективы, устроенный быт семьи, садики и лагеря отдыха для детей, защищенность пенсионеров. Только грамотное управление человеческим капиталом позволит нам решить масштабные задачи, – считает Владимир Якунин.Среди новых льгот и гарантий – страхование на случай утраты профессиональной трудоспособности, а также возмещение в течение двух месяцев расходов, связанных с обязательными медосмотрами при поступлении на работу. На обеспечении работников филиалов спецодеждой в колдоговоре сделан особый акцент. Они должны получать по нормам, согласованным с профсоюзными органами, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. Для обеспечения своевременной стирки спецодежды отдельным категориям работников РЖД пре-дусматривается выдача двойного комплекта спецодежды с двойным сроком ношения.Или вот еще льгота – один раз в два года работники из районов Крайнего Севера теперь смогут совершить поездку в центральные районы России на воздушном транспорте взамен железнодорожного и получить компенсацию. Впрочем, заработную плату в колдоговоре тоже не обошли стороной. Соглашением закреплено, что рост реальной зарплаты зависит от результатов деятельности компании. При этом уровень оплаты труда должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Также предусмотрена индексация заработков на уровне инфляции и определен конкретный срок этого повышения – во втором месяце квартала, следующего за отчетным. В праздничные дни, когда работники компании не привлекаются к работе (за исключением тех, кто получает оклад), компания будет производить им дополнительные выплаты в размере 75 рублей за один нерабочий праздничный день.
Еще одним нововведением стало разграничение в документе социальных обязательств компании на те, что предоставляются в рамках трудового законодательства РФ, и те, что компания берет на себя добровольно. Как пояснил начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Быков, «это сделано для большей информированности персонала».Один из основных разделов корпоративной части колдоговора посвящен развитию кадрового потенциала. В связи с демографическими проблемами в стране и жесткой конкуренцией среди работодателей за привлечение кадров, ценность персонала, который сегодня трудится на железной дороге, повышается. В связи с этим увольнение работника – если оно не связано с нарушением трудовой дисциплины, а происходит из-за сокращения штата – рассматривается как крайняя мера, когда исчерпаны уже все возможности трудоустройства человека внутри компании. Так, в качестве альтернативы увольнению предложено использовать неполный рабочий день, переезд на новое место работы, перевод на другую, нижеоплачиваемую работу с сохранением средней зарплаты по прежнему месту работы в течение первых трех месяцев.Заметим, что в связи с реформированием и проблемами, возникающими с дополнительными выплатами работникам, отказавшимся от равноценной работы при создании дочерних обществ и пожелавшим уволиться по сокращению, выплаты сверх законодательства производиться не будут.Зато в новом колдоговоре появился другой важный пункт: увольнение по сокращению штата, прекращению деятельности филиала или другого структурного подразделения не сможет коснуться одновременно двух членов одной семьи. В целом же численность работников будет регулироваться за счет развития временной и сезонной занятости, упреждающей переподготовки специалистов. При этом техническую учебу намерены проводить в рабочее время – с сохранением за обучаемыми установленного размера зарплаты. А если учеба в рабочее время невозможна, то с согласия работника она проводится в свободное время, но с оплатой из расчета часовой тарифной ставки или оклада за каждый час обучения.В сфере социальных гарантий неработающим пенсионерам сохранены все ранее действовавшие льготы. К ним относятся, например, ежемесячная материальная помощь уволенным на пенсию (теперь уточнен срок – до 1 февраля 2008 года), не имеющим права на негосударственное пенсионное обеспечение, или бесплатный проезд по личным надобностям по разовым требованиям в купе поездов дальнего следования. Появился новый пункт об оказании материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Победы. Помимо этого, деятельность советов ветеранов теперь будут поддерживать деньгами – ежемесячные перечисления компания будет производить через благотворительный фонд «Почет». Председателям советов выплаты будут увеличены в среднем на шестьдесят процентов.
В колдоговор заложена возможность увеличения выплат пенсионерам, не получающим негосударственную пенсию. Медицинская помощь в поликлиниках и больницах ОАО «РЖД» будет оказываться пенсионерам за счет средств компании при условии их стажа на железнодорожном транспорте не менее десяти лет. Если пенсионер- железнодорожник не имеет возможности получить услуги по изготовлению или ремонту зубных протезов в территориальных медучреждениях, то такую помощь ему должно оказать учреждение ОАО «РЖД». В целом стоимость индивидуального социального пакета не изменится ни для отраслевых пенсионеров (она составляет в этом году 5,9 тысячи рублей), ни для работников компании (30 тысяч рублей). Общая сумма, которую ОАО «РЖД» потратит на выполнение обязательств по колдоговору, составит почти семьдесят миллиардов рублей. Предусмотрено поэтапное увеличение финансирования от 80 до 96 миллиардов рублей на реализацию обязательств по колдоговору на 2008 – 2010 годы.Коллективный договор на 2008 – 2010 годы станет базовым документом для заключения подобных соглашений в филиалах компании. А вот структурные подразделения (в частности, отделени
я дорог) теперь освобождены от обязанности заключения колдоговоров. При этом особенности гарантии и льготы, предусматривавшиеся ранее, по предложению данных структур должны быть отражены в коллективных договорах филиалов.По словам председателя Роспрофжела Николая Никифорова, причиной этого стало «создание вертикально интегрированных филиалов и сокращение в отделениях дорог хозяйственных функций».Что касается дочерних и зависимых обществ, то их колдоговоры будут строиться на основе Отраслевого тарифного соглашения на 2008 – 2010 годы, которое к декабрю должны разработать Роспрофжел и отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта.
Прямая речь
Прочная социальная основа
Владимир Кравцов, председатель дорпрофсожа:
– 23 ноября состоялась конференция первичной профсоюзной организации Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Она приняла решение о начале переговоров по заключению коллективного договора Забайкальской магистрали на 2008 – 2010 годы.
Ранее, четырнадцатого ноября, состоялось совместное заседание Правления ОАО «РЖД» и единого представительного органа первичных организаций Роспрофжел, на котором был рассмотрен проект коллективного договора компании на 2008 – 2010 годы. Документ сохранит все льготы и гарантии, которые существуют в действующем коллективном договоре, и будет дополнен новыми.
Увеличение срока действия документа будет способствовать сохранению уверенности работников в их социальной защите и стабильной работе коллектива.
Новый дорожный коллективный договор будет регламентировать трудовые отношения на всей дороге, поэтому отпадает нужда в коллективных договорах на отделениях и в структурных подразделениях магистрали.
Помогите ветеранам
Юрий Щербаков, председатель совета ветеранов Свободненского отделения:
– Первое, что надо непременно решить при заключении дорожного коллективного договора, – это вопрос с оплатой труда председателей советов, в первичных организациях которых числится менее 150 пенсионеров, как это было до 2003 года.
Серьезная проблема – оплата ритуальных услуг. Что такое один – три размера оплаты труда, когда сейчас похороны человека обходятся в гораздо большую сумму. Хотелось бы, чтобы в новом коллективном договоре компании размер этих средств был увеличен по крайней мере в два – три раза. Материальная помощь семье в случае смерти неработающего пенсионера, по нашему мнению, должна быть не менее десяти минимальных размеров оплаты труда.
Хотелось бы, чтобы подоходный налог со стоимости бесплатного билета и путевок на курортное лечение выплачивали не сами пенсионеры, а компания. Это было бы тоже хоть и незначительным, но все-таки подспорьем для ветеранов, многие из которых испытывают материальные затруднения.
В отпуск — самолётом
Андрей Суханов, бригадир дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении:
– Отрадно, что в проекте нового коллективного договора ОАО «РЖД» на 2008 – 2010 годы сохранены все социальные льготы, в том числе и вознаграждение в размере до шести месячных заработков. Это свидетельствует о финансовой стабильности компании. Нам интересно знать, будет ли участок Чернышевск – Ерофей Павлович относиться к районам, приравненным к Крайнему Северу. Зимой у нас подолгу держатся низкие температуры. Если проект коллективного договора будет принят за основу, то северянам один раз в два года можно будет слетать в отпуск на самолете да еще и получить компенсацию затрат.
В тему
Андрей Быков, начальник департамента социального развития ОАО «РЖД»:
— Принимая коллективный договор до 2010 года, мы предполагаем, что сможем постепенно вносить в него изменения для решения задач по реализации функциональной стратегии и собственно развития кадрового потенциала.
И мы рассматриваем коллективный договор не как инструмент перераспределения социальных благ в пользу менее социально-защищенных сотрудников, а все-таки как инструмент управления персоналом. То есть с его помощью привлекать, мотивировать и удерживать тех сотрудников, в которых компания нуждается для реализации поставленных стратегических целей, формировать позитивный имидж на рынке труда, оптимизировать затраты на социальные нужды, повышая их адресность.
Цифры
4435 работников ОАО «РЖД» получили в прошлом году ипотечные субсидируемые кредиты на сумму 3,8 млрд. рублей.
1700 руб. средний размер негосударственной пенсии. Ее ежемесячно получают через НПФ «Благосостояние» 1 млн. 400 тыс. пенсионеров.
Автор: Елена Кудрявцева