24–25 октября в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, состоялся Железнодорожный съезд. Первый же высший форум прошел почти 140 лет назад…

В конце 1860-х годов на железных дорогах России, которых уже было построено немало, сложилось тяжелое положение. На их границах скопились массы грузов, которые соседи не хотели принимать. Они портились, пропадали, их стоимость вырастала многократно. Все дело было в том, что между собой магистрали не договаривались, а правила перевозок устанавливали каждая свои.

Подобная ситуация на магистралях между Москвой и Моршанском в 1868 году потребовала созыва совещания управляющих дорог. Позже – по примеру зарубежья – такие совещания назвали частными съездами российских дорог. А от частных перешли к общим.
Первый общий съезд прошел в Петербурге в 1869 году, и с тех пор они стали повторяться ежегодно, рассматривая самые актуальные вопросы. МПС сначала поддерживало форумы, посылая на них своих представителей, но затем начало игнорировать: вносило изменения в их программы, откладывало исполнение решений и т. д.

Общие съезды получили свое здание – на Невском проспекте, 30. Интересно, что его предшественник, сгоревший в середине 1850-х, за четверть века до того принадлежал чиновнику по особым поручениям Главного управления путей сообщения Василию Энгельгардту. Здесь он устраивал концерты, балы, маскарады, а друг его сына по школе гвардейских прапорщиков Михаил Лермонтов избрал дом местом действия своей драмы «Маскарад».

В 1872 году в работе IV Общего железнодорожного съезда принимал участие будущий премьер С. Витте, а сам съезд едва ли не впервые в практике вплотную подошел к решению спорных вопросов перевозок, страхования возможных убытков товароотправителей, тарифной политики. Этот пример наглядно подтверждает шутливую оценку отечественной медлительности в принятии решений: если вопрос поставлен правильно, то он будет стоять долго. Ведь и сегодня многие из этих проблем не потеряли актуальности.

Читайте также  ОАО «РЖД» и Внешэкономбанк подписали соглашение о сотрудничестве.

Поскольку представители общих съездов не всегда являлись компетентными во всех вопросах железнодорожного хозяйства, созрела идея организации специальных технических съездов, первый из которых прошел в 1879 году. А затем пошли съезды отдельных служб и объединений – путейские, эксплуатационные, электротехнические, медицинские…

В годы Первой мировой войны тарифные съезды проходили практически ежемесячно, всего их к 1917 году состоялось более двухсот. Но в советское время собрания не пользовались поддержкой новых властей и понемногу отмирали. Дольше всех, до 1927 года, держались общие съезды (переименованные в конвенционные), подвижного состава и тяги. А последний форум материально­хозяйственной службы состоялся в 1929-м. Далее долгое время проводились лишь профсоюзные съезды. Общие съезды железнодорожников возобновились в 1990-х годах.

Забастовки запретить, 15 000 – уволить

Исторические события, повлиявшие на судьбу страны, затронули и железнодорожные съезды. Так, в апреле 1905 года в Москве прошел съезд рядовых железнодорожников. Он выдвинул политические требования – изменение существующего государственного строя, созыв народных представителей, выбранных всем населением страны на началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без различия пола, национальности и вероисповедания.

Созданный на съезде Всероссийский союз железнодорожников объявляет свободу слова и собраний, а также берет на себя организацию стачек. Заявленные задачи вынудили союз вести борьбу из подполья. В июле 1905 года в Москве был нелегально созван Второй Всероссийский съезд профессионального союза железнодорожников для обсуждения вопроса о всеобщей забастовке.

В противовес ему 20 сентября в Петербурге было созвано делегатское совещание представи- телей казенных железных дорог. Кроме выборных делегатов на нем присутствовали «по долж- ности» работники пенсионных касс. Совещание объявило себя Первым делегатским съездом железнодорожников. Организаторы съезда пытались склонить железнодорожных служащих и рабочих к мирному решению всех проблем. Но настрой железнодорожников оказался более радикальным. Съезд предъявил правительству ряд жестких политических требований. Второго декабря 1905 года правительство издало указ, которым воспрещались все железнодорожные забастовки. Приказом министра путей сообщения был запрещен и Всероссийский железнодорожный союз.

Читайте также  Цифры

И тогда по решению Центрального бюро Железнодорожного союза 5 декабря 1905 года в Москву на конференцию съехались представители 29 железных дорог. Конференция обратилась ко всем железнодорожникам страны с призывом начать новую всеобщую политическую забастовку, которая стремительно распространялась по России. Министерство путей сообщения разослало приказ о немедленном увольнении всех, кто во время железнодорожных забастовок участвовал в работе комитетов, бюро, делегатских собраний. За два месяца было уволено 15 тысяч железнодорожников.

Как развивать отрасль

Прошедший 17–18 мая 1996 года Всероссийский съезд железнодорожников стал съездом реформаторов. С его трибуны премьер­министр Виктор Черномырдин предложил выбрать один из двух вариантов дальнейшего развития отрасли – сохранение государственного статуса или приватизацию.
Принятые съездом стратегические решения нашли воплощение в концепции реформирования отрасли, утвержденной спустя два года. Но прошло еще немало времени, прежде чем положения концепции стали обретать реальные очертания.

Уже в ходе реформы случались и иные железнодорожные съезды – не в масштабах отрасли, но по узкой специализации: от форума машинистов до съезда железнодорожных медиков. В последнем, к примеру, состоявшемся в ноябре 2004 года, приняли участие свыше 500 делегатов, заложивших основы перемен в отраслевой медицине.

Сегодня, спустя четыре года с момента образования ОАО «РЖД», решено вновь собрать всеобщий железнодорожный форум, которому суждено определить дальнейшее направление реформы.

Автор: Ирина Долгополова, Алексей Островский