Руководство ПГК напоминает, что новая «дочка» не что-то обособленное, а составная часть холдинга.

О том, как ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) внедряется в рынок перевозок, мы попросили рассказать первого заместителя генерального директора Игоря Асатурова, курирующего вопросы коммерции и производства. Но первый вопрос был личный.

– Игорь Альбертович, до прихода в ПГК вы возглавляли довольно солидные организации. Почему им предпочли «дочку» РЖД?

– Масштаб! Здесь совершенно другие задачи. В том же ОАО «Новая перевозочная компания» парк составляет 23 тысячи вагонов, в «ЮКОС-Транссервисе» – 16, а здесь – 200! Такой компании еще не было. И в мире аналогов не существует.

Если говорить о развитии компании, то сегодня определяющим фактором является темп отбора вагонов из ОАО «РЖД». Вагоны, которые переданы нам в уставный капитал, как известно, пока находятся в управлении холдинга. Но начиная с двадцатых чисел ноября они выводятся из управления материнской компании, чтобы мы могли ими оперировать самостоятельно.

Планируем до конца декабря отобрать не менее 10 тысяч вагонов, до первого марта – не менее 25. Вместе с теми вагонами, которые сейчас сдаются в аренду, парк грузовой компании, по нашим прогнозам, к 1 марта должен составить не менее 45 тысяч вагонов.

– А двести когда будет?

– Сто тысяч вагонов планируем отобрать до конца 2008 года, а все полностью – до конца 2010-го. Есть бизнес-план, работаем в соответствии с ним. Трудности, с которыми мы сейчас сталкиваемся, в первую очередь организационные: нам пришлось полностью создавать штат, налаживать работу персонала, вырабатывать технологию взаимодействия между подразделениями. С января начинаем создавать филиалы на дорогах.

– Чем привлекательна новая компания для клиентов?

– Это та компания, которая может на сто процентов обеспечить перевозки грузов для любого клиента, для любой, даже самой крупной, российской компании-производителя. Мы предлагаем, как правило, услуги по вывозу всего объема грузов, можем предоставить различные виды подвижного состава. В связи с этим интерес к нам достаточно большой, и мы надеемся занять значительную долю рынка грузовых перевозок.

Читайте также  Оденут как дипломантов

В отличие от холдинга основной принцип работы ПГК – это ориентированность на каждого клиента. РЖД – это публичный перевозчик, его задача – обеспечить всех грузоотправителей вагонами. Наша задача – обеспечить именно наших клиентов. Мы заключаем договор, берем на себя конкретные обязательства по подаче того или иного рода подвижного состава в том или ином количестве. И мы сами выбираем то количество клиентов, которое можем обеспечить.

– И тех, которые наиболее выгодны?

– Конечно. Мы коммерческая организация и должны заключать договоры на выгодных для себя условиях, поскольку одна из основных задач грузовой компании – это обновление парка, устранение дефицита подвижного состава на рынке. Значит, мы должны извлекать из перевозок максимальную прибыль, чтобы приобретать больше новых вагонов.

До этого на рынке грузовых перевозок имел место некоторый перекос: частные операторские компании занимались перевозками наиболее выгодных видов грузов, а низкодоходные перевозки оставались у ОАО «РЖД», и в результате их доходная база снижалась.

Задача ПГК, помимо обновления парка, заключается в проведении рыночной политики. Мы заинтересованы возить высокодоходные грузы 3-го класса, увеличить свое присутствие на рынке перевозок нефтеналивных грузов, закрепить свое положение на рынке перевозок цемента. Это тоже средство повышения доходности компании. Первые итоги такой политики будут видны уже ко второму кварталу будущего года.

– Отбирая вагоны, вы сразу пускаете их в дело?

– Да, сразу под погрузку. Вначале, заключая договор с клиентом, мы определяем потребность в парке на месяц, и после этого наши вагоны подаются на те станции, где клиент производит отгрузку. На станции погрузки отбираем необходимые вагоны от РЖД в оперирование ПГК. Надо отметить, что при создании Первой грузовой была продумана технология плавного вхождения дочернего общества в рынок, чтобы не вызвать сбоев производственной деятельности ОАО «РЖД» и грузоотправителей.

Читайте также  Немца ждали пять лет

С начала декабря уже началась перевозка грузов для таких компаний, как «Лукойл», «Мечел», «АЛЬФА ЦЕМЕНТ», «Цементная транспортная группа». В стадии подписания находятся контракты с «Евроцементом», «Газпромнефтью», «Роснефтью», «Русснефтью», «Славнефтью», «Северсталью» и другими.

В первую очередь мы будем предоставлять свои услуги для всех крупнейших производителей России. А уже потом придет очередь средних и более мелких грузоотправителей. Парк большой, и именно такая система позволит компании оптимально распределить подвижной состав, более правильно развиваться.

Мы предлагаем полный спектр услуг по перевозкам, но не факт, что клиент согласится, чтобы у него была одна операторская компания. Заключить договор – это значит еще только приобрести «входной билет». Задача нашей компании – с помощью тех технологий, которые мы разработали, показать, что мы не только самая крупная, но и лучшая среди других операторов компания. Помимо парка и его разнородности, будем привлекать технологией и точностью работы, своевременной подачей подвижного состава, выполнением обязательств перед клиентами, гибкой тарифной политикой.

– Планируете где-то снижать тарифы?

– Да, конечно, будем смотреть по ситуации. Это невозможно для РЖД, так как тариф жестко регулируется государством. А мы будем стараться при соблюдении норм все же быть гибкими по отношению к клиенту – как в ценообразовании, так и в предоставлении всех услуг, которые клиент запросит. Со временем сможем предоставлять услуги по грузоотправлению, дополнительные услуги по управлению парком клиента и другие. Вопрос будет определяться только ценой, которую клиент готов заплатить.

– А как вас восприняли на рынке перевозок конкуренты?

– Скорее позитивно. У небольших операторских компаний иногда появляются проблемы, которые им трудно решить в одиночку, а с таким крупным оператором будет легче отстаивать свои интересы, интересы операторов.

Читайте также  Цифра

В условиях нынешнего дефицита подвижного состава конкуренция не является определяющим фактором рынка. В стране отмечается ежегодный рост грузоперевозок, а количество вагонов остается пока почти таким же, как и раньше.

– Планируете ли приобретать какие-то принципиально новые для российских железных дорог вагоны?

– Пока нет. Но со временем мы, наверное, будем выходить на разработку совместно с заводами и своего, более эффективного вагона. У Зернового союза уже сегодня есть пожелание перевозить не 69 тонн зерна, как сегодня, а 90. И, возможно, такие зерновозы вскоре появятся. Это существенно удешевит себестоимость перевозки.

– Что вам хотелось бы добавить к нашему разговору?

– Важно, чтобы люди на дорогах понимали, что ПГК не что-то отдельное, обособленное. Мы – составная часть холдинга ОАО «РЖД». И помощь дорог нам очень понадобится, особенно при внедрении новых технологий.

Досье

Асатуров Игорь Альбертович родился в 1968 году в Москве.

В транспортном бизнесе – с 1994 года, работал в различных экспедиторских компаниях.

С 2003 года – генеральный директор ОАО «Н овая перевозочная компания».

В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Повышение конкурентоспособности перевозчиков на железнодорожном транспорте» в РГОТУПСе.

С февраля 2007 года – генеральный директор ЗАО «ЮКОС-Транссервис».

С августа 2007 года – первый заместитель генерального директора ОАО «Первая грузовая компания».

Игорь Асатуров – потомственный железнодорожник, его дед – легендарный Борис Константинович Саламбеков, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Октябрьскую железную дорогу, а после войны – Красноярскую и Восточно-Сибирскую железные дороги.

Автор: Татьяна Комендант