История железной дороги в аббревиатурах еще ждет своих исследователей.

В электропоезде один из пассажиров-безбилетников замечает, как к кондуктору подходят люди и представляются:
– ТЧ.
– ШЧ.
– ПЧ.
– Недолго думая, он заявляет:
– ФЧ.
– Но такого нет! – восклицает кондуктор.
– Фсвой человек!

Впервые попавшему на железнодорожный транспорт – учащемуся или работнику, пришедшему со стороны, – долгое время непонятны сокращенные названия тех или иных служб, подразделений, предприятий. Ну, например, что кроется за таинственными буквами ПЧ, НГЧ, ВЧД? И зачем так все усложнять?
Проходят годы, пока привыкнешь к этим аббревиатурам. А бурно текущая жизнь и процесс реформирования, проходящий в РЖД, то и дело «подбрасывают» новые – ЕДЦУП, ДОП, ЭТРАН…
Железнодорожные аббревиатуры – непаханое поле для лингвистов и любителей железнодорожного транспорта. В научных книгах и статьях вы не найдете историю их создания и дальнейшего преобразования (где последнее имело место). Расшифровку – да! Но именно она и наводит на мысль, почему, скажем, дистанция пути звучит как ПЧ, а локомотивное депо – ТЧ. Это ли не тема для поисков?

Одна из самых первых и самых популярных железнодорожных аббревиатур ведет свою историю с 16 июля 1865 года, когда Главное управление путей сообщения России было преобразовано в Министерство путей сообщения. Но если МПС, как и РЖД, действительно не что иное, как аббревиатуры (буквенные сокращения слов), то наименования входящих в них структур, скорее, код – система условных знаков.
Например – П. Впервые в России понятие «путь» применительно к верхнему строению железной дороги было введено профессором Н.И. Липиным в статье, опубликованной в «Журнале путей сообщения» в 1840 году. С тех пор этот термин применяется на железнодорожном транспорте. По поручению первого министра путей сообщения Петра Мельникова прошла отработка необходимых документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность железных дорог. Тогда же было введено деление персонала на службы. И одной из первых появилась служба пути и зданий – П.

Читайте также:  Вместе с государством и партнерами

Вторая половина ХIХ века – время создания первых служб на железных дорогах России. Для обеспечения оперативного руководства предприятиями, быстрой связи между всеми подразделениями была принята система телеграфных кодов: Д – служба движения, Т – тяги (нынешнее локомотивное хозяйство), Ш – сигнализации и связи. По поводу последнего кода сами связисты говорят: Ш – значит шнуровая. А шнуров на телеграфе и телефоне позапрошлого века хватало.
Интересно наименование пассажирского хозяйства железных дорог. Что такое Л? Представьте, совсем как в древнерусской кириллице: Л – люди. В нашем случае пассажиры.
Локомотив во главе поезда – символ магистрали. История развития железнодорожного транспорта началась с появления первых локомотивов. Наши предшественники будто предвидели дальнейшее совершенствование средств тяги, выбрав именно Т. Тут какой вид ни возьми, все подойдет. Хотя, с другой стороны, и воспользоваться П (например, существующая на тот момент паровозная тяга) уже не могли – код был занят путейцами.
Но, скажет читатель, ведь в наименовании железнодорожных предприятий есть еще пресловутая буква Ч. Это – Часть, как область какой-либо деятельности, специальности и отдельная отрасль управления. В этом смысле может быть интересна аббревиатура ВЧД.

Читайте также:  Готовится смена

Наименование службы В понятно. Но как быть с наименованием предприятий? Известно, что вагонные мастерские строились на базе паровозных (мастерских, затем – депо), то есть были частью этих подразделений. С преобразованием в отдельную структуру вагонники стали Вагонной Частью Депо (читай – локомотивного). Хотя фактически это самостоятельное подразделение, не имеющее отношения к службе тяги. А с разделением депо на ремонтные и эксплуатационные к последним добавилась еще буква Э.
И такие аббревиатурные хитросплетения на каждом шагу. Сегодня «строительство» новых кодовых названий с точки зрения современного русского языка более логичное. ДЦФТО – Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, ЕДЦУП – Единый дорожный центр управления перевозками, ДОП – Дирекция по обслуживанию пассажиров… Другое дело, что как телеграфный код эти аббревиатуры более отягощены буквенной символикой.
В то же время на российских железных дорогах соответственно в терминологии сложилась очень четкая иерархия управления – то, что сегодня называют вертикалью власти. Одна буква Ц чего значит!

Читайте также:  Правильный акцент

А значит она – центральный аппарат управления ОАО «РЖД» (МПС). ЦЗ – заместители президента компании, руководящие соответствующими подразделениями. Что касается наименования департаментов, то к знакомым кодам Т, П, Э и другим вначале добавляется все та же буква Ц. На отделениях дорог код подразделения как бы удваивается, начинаясь с другого кода – НОД – начальник отделения дороги.

В общем-то, «телеграфный язык» железнодорожников лаконичен, образен и… прост. А вот его история очень непроста, и она ждет своих исследователей.

Автор: Ирина Волохович