Главное — принципиально повысить качество обучения.

В условиях кризиса ряд компаний начал сокращать свои программы профессионального обучения персонала. ОАО «РЖД» смотрит на перспективу – ведь кризисы когда-нибудь заканчиваются. Наш корреспондент побеседовала с Галиной Тихоновой, недавно назначенной на должность начальника корпоративного центра развития профессионального обучения, о задачах, которые стоят сегодня перед центром.

– Ваш центр создавался на фоне растущих перевозок, когда постоянно увеличивалась потребность в квалифицированных рабочих. Что происходит сейчас?

– Главная задача остается прежней. Рабочие кадры – это основа бизнеса ОАО «РЖД». Система подготовки таких специалистов в холдинге работает, и работает очень неплохо. Но у каждого периода есть свои особенности. В компании интенсивно внедряются инновации, новые технические средства, а обучение, к сожалению, поспевает за этим не всегда. Поэтому одна из основных задач на ближайшую перспективу – принципиально повысить качество обучения, привести подготовку кадров в соответствие с бизнес-потребностями железных дорог.

Важно регулярно и своевременно оснащать все дорожно-технические школы и учебные центры техническими новинками. И много уже сделано. Пусть не везде в одинаковой степени, но школы оснащены тренажерами, компьютерами, электронными досками и т. п., и это приносит хорошие плоды.

– А сами преподаватели умеют работать с новым оборудованием?

– К сожалению, не все. Зачастую тренажеры используются не в полной мере – образно говоря, у них есть десять функций, а используются только две. Кое-где забыли о том, что процессом обучения занимаются все-таки в первую очередь люди – педагоги, методисты, начальники школ. Вопросы их профессионального развития в последнее время оставались в стороне. А они ведь тоже должны регулярно повышать квалификацию. В этом году ситуация начнет выправляться.

Также мы планируем регулярно проводить конкурсы педагогического мастерства, находить на всей сети наилучшие педагогические разработки. Это необходимо в связи с тем, что ОАО «РЖД» – масштабная организация, дортехшколы и учебные центры удалены друг от друга, педагогические работники максимально загружены, поэтому не всегда получается обмениваться информацией, опытом. И получается, что в одной школе уже есть эффективные практики, а в другой изобретают велосипед. Соответственно, одна из задач центра – выявление передовых практик и их распространение на сети.

Читайте также  Важна каждая тонна груза

– Каким образом?

– Для этого создан специальный сайт в корпоративной сети. Мы собрали учебные пособия, видеофильмы, выложили на сайт каталог примерных учебных планов и программ, делаем все, чтобы об этом узнали, чтобы этим начали пользоваться. По идее, дортехшколы и учебные центры должны идти впереди того прогресса, тех перемен, что происходят на дорогах, но пока мы немного не успеваем даже за тем, что уже внедрено. Соответственно, пытаемся ускорить этот процесс.

Есть много хороших преподавателей. Мы это видим, ценим и хотим их передовой опыт сделать публичным. Смотр-конкурс как раз будет на это направлен. Ведь мы отнюдь не контролирующий орган, мы созданы, чтобы помочь педагогам. Да, в прошлом году, чтобы понять, какова в целом ситуация на сети по нашему профилю, мы занимались аудитом. И это могло восприниматься многими как контроль. Но на самом деле мы, скорее, подобны сервисной службе. Поэтому нам очень важно слышать о потребностях школ, услышать, что же нужно, чтобы корпоративный центр направлял свои усилия именно в нужное русло. Пути такого общения, контакта, обратной связи будем искать и в этом году, а затем приступим к разработке необходимых стандартов в работе дортехшкол и учебных центров. Итак, три основных направления работы нашего центра: разработка корпоративных стандартов, внедрение, а где-то и опережение новаций и повышение качества подготовки через обучение педагогических работников.

– У вас есть какая-то концепция профобучения?

– Единой концепции вообще не существует. У каждой компании есть свой бизнес, а у этого бизнеса есть свои потребности. И только исходя из этих потребностей можно выстраивать систему профессионального обучения. Поэтому могу только поблагодарить своих коллег, которые эту систему строили, налаживали, потому что система работает, дает свои результаты. Знаете, есть такое модное слово «тюнинг» (доработка, придание готовому изделию новых функций, доведение до совершенства. – Ред.), так вот мы не строим – мы тюнингуем. А для этого хочется стать ближе к непосредственным заказчикам нашей работы, почувствовать обратную связь.

Читайте также  Надежда Бородина: "Соцпакет по принципу кафетерия"

В дортехшколах и учебных центрах работают люди, очень неравнодушные к обучению, у них, образно говоря, горят глаза. Здорово, что руководство компании поддерживает обучение. Топ-менеджмент вовлечен в процесс подготовки персонала, активно помогает, видит стратегическую роль обучения в процессе реформирования компании. Это не то чтобы редкость, но все же не часто бывает. Кроме того, когда начался кризис, некоторые компании не просто сократили свои педагогические программы, а совсем убрали такую статью расхода. Срезают то, что легко срезать. Ведь очень сложно оптимизировать работу организации или предприятия – это же разобраться надо. А такие расходы, как обучение, затраты на персонал, убрать очень просто. В ОАО «РЖД» такого не произошло. Да, нашли возможность оптимизации, да, пересмотрели программы и ценовую политику вознаграждения поставщиков услуг, но тем не менее обучение осталось на очень высоком уровне. И понимание того, что подготовка персонала – это стратегическая функция, идет сверху, в том числе и от президента компании. Практически все планы, которые были, сохранились.

– Прослеживается ли зависимость работы дороги от того, какое внимание уделяется обучению кадров и их переподготовке?

– Отношение на дорогах действительно разное. Одни дают денег на ремонт дорожно-технической школы или учебного центра и считают свою миссию выполненной. А другие подключают к работе школ и центров различные службы: специалисты приходят, интересуются, читают лекции, проводят семинары, практические занятия. То есть видно, что люди готовят кадры для себя. У них есть понимание того, что чем лучше они подготовят своих работников, тем реже их будут будить ночью по поводу каких-нибудь происшествий. Конечно же, работа дороги напрямую зависит от качества подготовки кадров.

Читайте также  Владимир Воробьёв: "Три слагаемых качества"

– Уровень перевозок снизился, а у вас объем работы не уменьшился. Как это объяснить?

– В прошлом году дортехшколы и учебные центры обучили несколько десятков тысяч локомотивщиков. Сейчас из-за снижения объемов перевозок такого большого количества не требуется. Но мы не можем их так просто отпустить, они нам нужны – когда ситуация в экономике стабилизируется, работа будет. И что же, потом набирать новых людей и обучать заново? Разумнее сохранить кадры. Поэтому складывается парадоксальная ситуация – перевозки падают, а наши школы работают, не снижая нагрузки. Сейчас те, кто временно оказался не у дел, вновь пойдут учиться – переучиваться на новую специальность.

– А все-таки кризис вносит какие-то коррективы в вашу работу или вы пока этого не ощутили?

– Я полагаю, что кризиса в нашей работе не должно быть в принципе. Как бы ни было тяжело экономике, в обучении не должно быть перерыва, как не может его быть в работе такой компании, как ОАО «РЖД». Есть хорошая китайская мудрость: учиться – все равно что грести против течения: как только остановишься, тебя сносит назад.

Автор: Татьяна Комендант