В середине XIX века циркуляры запрещали железнодорожникам носить цветной галстук и… усы.

История форменного костюма на железнодорожном транспорте в России начинается… задолго до пуска первого поезда в 1837 году.

Транспортными артериями в ту пору были реки, ведало которыми Главное управление водяных и сухопутных сообщений. Ведомство строило работу по военному образцу, а потому все его служащие – вплоть до рядовых мастерской бригады путей сообщения – обязаны были носить форму. Поэтому прообразом формы нынешнего дорожного мастера был кивер с помпоном, мундир темно-зеленого сукна с черным воротником и погонами да портупея с ранцем…

Когда же открылась Царскосельская дорога, в объявлении о ее работе в первые дни было сказано, что «кондукторы в особой одежде будут пассажирам указывать места в экипажах». А уже в шестидесятых годах XIX века железнодорожникам циркулярно предписывалось: «Полукафтаны, пальто и прочая одежда должна быть в чистоте и застегнута на все пуговицы… Запрещается носить во время службы цветные галстуки…». А до 1848 года запрещалось носить… усы.

Вольности 1861 года не замедлили сказаться и на «чугунке»: рабочим предоставлялось право носить одежду, «которую они признают удобной», а подрядчики обязаны были снабдить их фуражками с зеленой выпушкой и бляхами с номерами. Десятники одевались по форме нижних чинов Николаевской дороги, введенной в 1857 году. Чтобы поднять престиж службы, мастерам и машинистам Николаевской дороги за пять лет работы полагались серебряные галуны на обшлага рукавов, за десять – на фуражку и воротник.

Двенадцатого июня 1885 года вводится Общий устав российских железных дорог, а следом и едино-образие в форме. И правила ее ношения – парадной, обыкновенной, рабочей и дорожной. В том числе и при командировках за границу – туда ехать вменялось только в цивильной одежде. В парадную же полагалось непременно облачаться в день праздника Ведомства путей сообщения – 23 ноября, а также при погребении инженеров путей сообщения как состоявших на службе, так и отставных. Оговаривалось и ношение оружия.
Для рядовых тружеников требования сводились в основном к ношению фуражек и положенных к ним кокард. Зато обер-кондукторам пассажирских поездов за счет МПС выдавались карманные часы, свисток, ручные фонари, петарды. Часы полагались и составителям поездов.

Читайте также  Интеграция в Европу

Государственный герб на форменной одежде железнодорожников появился в 1890 году, особый интерес представляли кокарды, петличные вензеля и другие знаки отличия, не раз менявшиеся за годы существования отрасли.

В годы советской власти (второго февраля 1920 года) Совет обороны утвердил постановление «О положении транспорта». Так, правительство ввело на транспорте трудовой продовольственный паек и премирование рабочих за перевыполнение норм выработки и сверхурочные работы. Форменный костюм стал своего рода премией за хорошую работу. Железнодорожники получили однобортные кители из черного сукна с отложными воротниками, на которых крепились петлицы с заглавными буквами названия дороги. На нагрудных бляхах помещался герб с изображением серпа и молота или заглавными буквами республики, к которой относилась железная дорога.
К 1930 году полный комплект форменного обмундирования состоял из одной фуражки, двух тужурок летних и одной зимней и одного ватного пальто. А пятнадцатого августа 1932 года ввели единый стандарт: на петлицах изображались перекрещенные французский ключ и молоток, на пуговицах — звезды и паровоз.

В годы войны на железных дорогах ввели особое положение, которое требовало строжайшей дисциплины. В сентябре 1943 года на железнодорожном транспорте появились персональные звания, новые знаки различия и форменное обмундирование.
Форменная одежда разделялась на парадную и повседневную. Последняя, в свою очередь, делилась на зимнюю и летнюю. Темно-синяя форма являлась парадной одеждой, а светло-коричневая — повседневной. В зимнее время фуражка заменялась папахой из каракуля черного цвета у высшего состава и шапками типа кубанки у рядового состава.

Шинель для высшего начальствующего состава полагалась из темно-синего драпа, для всех прочих – из шинельного сукна. Форменное обмундирование дополнял поясной ремень. С парадным видом формы полагалось носить парадный пояс из муаровой ленты натурального шелка черного цвета, застегивающийся на специальную пряжку с крючком и петлей.
В послевоенные годы обмундирование железнодорожников приводилось в соответствие с требованиями условий труда и направлениями моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены на пальто. В обиходе появились блузы серого, голубого и белого цветов. Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавными нашивками, для личного состава был утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый – летней. Крой костюма изменился: зимний (двубортный) и летний (однобортный) пиджак были отмечены открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами, а брюки полагалось носить без манжет, навыпуск. Женщинам разрешалось носить прямые юбки и шерстяной берет по цвету костюма.

Читайте также  Любовь Васина: "А за язык доплатят"

До этого, еще с последней четверти ХIХ века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую. Особое внимание стоит уделить впервые введенным эмблемам принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта, которые крепились немного ниже пуговиц.

Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги – электровоза. Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у отдела связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Особо интересной формой отличалась эмблема административной службы, на которой были изображены серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

На протяжении нескольких десятилетий в форму вносились небольшие коррективы, но длительное время ее стиль оставался без изменений, вплоть до 1994 года. 22 декабря указом №3 министром путей сообщения России был утвержден единый государственный стандарт форменной одежды дл я работников железнодорожного транспорта.
Пальто (для всех категорий работников) изготавливается из плащевой ткани на хлопчатобумажной основе темно-синего или темно-серого цвета. Пиджак – из шерстяной камвольной ткани серо-голубого или темно-синего тона, с отложным воротником, центральной бортовой застежкой на три форменные пуговицы. Мужской головной убор имеет вид традиционной форменной фуражки, женский – вид пилотки, которые шьются из той же ткани, что и костюм.

Последней тенденцией в области форменной одежды для работников магистрали стал указ от 2004 года о том, что форменная одежда для персонала, обслуживающего фирменные поезда, должна иметь индивидуальный пошив, учитывая традиции населения того или иного субъекта РФ.

Читайте также  Будет введена надбавка за преданность

Владимир Марюха, Татьяна Ястребова