В середине XIX века циркуляры запрещали железнодорожникам носить цветной галстук и… усы.

История форменного костюма на железнодорожном транспорте в России начинается… задолго до пуска первого поезда в 1837 году.

Транспортными артериями в ту пору были реки, ведало которыми Главное управление водяных и сухопутных сообщений. Ведомство строило работу по военному образцу, а потому все его служащие – вплоть до рядовых мастерской бригады путей сообщения – обязаны были носить форму. Поэтому прообразом формы нынешнего дорожного мастера был кивер с помпоном, мундир темно-зеленого сукна с черным воротником и погонами да портупея с ранцем…

Когда же открылась Царскосельская дорога, в объявлении о ее работе в первые дни было сказано, что «кондукторы в особой одежде будут пассажирам указывать места в экипажах». А уже в шестидесятых годах XIX века железнодорожникам циркулярно предписывалось: «Полукафтаны, пальто и прочая одежда должна быть в чистоте и застегнута на все пуговицы… Запрещается носить во время службы цветные галстуки…». А до 1848 года запрещалось носить… усы.

Вольности 1861 года не замедлили сказаться и на «чугунке»: рабочим предоставлялось право носить одежду, «которую они признают удобной», а подрядчики обязаны были снабдить их фуражками с зеленой выпушкой и бляхами с номерами. Десятники одевались по форме нижних чинов Николаевской дороги, введенной в 1857 году. Чтобы поднять престиж службы, мастерам и машинистам Николаевской дороги за пять лет работы полагались серебряные галуны на обшлага рукавов, за десять – на фуражку и воротник.

Двенадцатого июня 1885 года вводится Общий устав российских железных дорог, а следом и едино-образие в форме. И правила ее ношения – парадной, обыкновенной, рабочей и дорожной. В том числе и при командировках за границу – туда ехать вменялось только в цивильной одежде. В парадную же полагалось непременно облачаться в день праздника Ведомства путей сообщения – 23 ноября, а также при погребении инженеров путей сообщения как состоявших на службе, так и отставных. Оговаривалось и ношение оружия.
Для рядовых тружеников требования сводились в основном к ношению фуражек и положенных к ним кокард. Зато обер-кондукторам пассажирских поездов за счет МПС выдавались карманные часы, свисток, ручные фонари, петарды. Часы полагались и составителям поездов.

Читайте также  ОАО «РЖД» и Внешэкономбанк подписали соглашение о сотрудничестве.

Государственный герб на форменной одежде железнодорожников появился в 1890 году, особый интерес представляли кокарды, петличные вензеля и другие знаки отличия, не раз менявшиеся за годы существования отрасли.

В годы советской власти (второго февраля 1920 года) Совет обороны утвердил постановление «О положении транспорта». Так, правительство ввело на транспорте трудовой продовольственный паек и премирование рабочих за перевыполнение норм выработки и сверхурочные работы. Форменный костюм стал своего рода премией за хорошую работу. Железнодорожники получили однобортные кители из черного сукна с отложными воротниками, на которых крепились петлицы с заглавными буквами названия дороги. На нагрудных бляхах помещался герб с изображением серпа и молота или заглавными буквами республики, к которой относилась железная дорога.
К 1930 году полный комплект форменного обмундирования состоял из одной фуражки, двух тужурок летних и одной зимней и одного ватного пальто. А пятнадцатого августа 1932 года ввели единый стандарт: на петлицах изображались перекрещенные французский ключ и молоток, на пуговицах — звезды и паровоз.

В годы войны на железных дорогах ввели особое положение, которое требовало строжайшей дисциплины. В сентябре 1943 года на железнодорожном транспорте появились персональные звания, новые знаки различия и форменное обмундирование.
Форменная одежда разделялась на парадную и повседневную. Последняя, в свою очередь, делилась на зимнюю и летнюю. Темно-синяя форма являлась парадной одеждой, а светло-коричневая — повседневной. В зимнее время фуражка заменялась папахой из каракуля черного цвета у высшего состава и шапками типа кубанки у рядового состава.

Шинель для высшего начальствующего состава полагалась из темно-синего драпа, для всех прочих – из шинельного сукна. Форменное обмундирование дополнял поясной ремень. С парадным видом формы полагалось носить парадный пояс из муаровой ленты натурального шелка черного цвета, застегивающийся на специальную пряжку с крючком и петлей.
В послевоенные годы обмундирование железнодорожников приводилось в соответствие с требованиями условий труда и направлениями моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены на пальто. В обиходе появились блузы серого, голубого и белого цветов. Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавными нашивками, для личного состава был утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый – летней. Крой костюма изменился: зимний (двубортный) и летний (однобортный) пиджак были отмечены открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами, а брюки полагалось носить без манжет, навыпуск. Женщинам разрешалось носить прямые юбки и шерстяной берет по цвету костюма.

Читайте также  Авиаперевозка опасных грузов

До этого, еще с последней четверти ХIХ века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую. Особое внимание стоит уделить впервые введенным эмблемам принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта, которые крепились немного ниже пуговиц.

Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги – электровоза. Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у отдела связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Особо интересной формой отличалась эмблема административной службы, на которой были изображены серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

На протяжении нескольких десятилетий в форму вносились небольшие коррективы, но длительное время ее стиль оставался без изменений, вплоть до 1994 года. 22 декабря указом №3 министром путей сообщения России был утвержден единый государственный стандарт форменной одежды дл я работников железнодорожного транспорта.
Пальто (для всех категорий работников) изготавливается из плащевой ткани на хлопчатобумажной основе темно-синего или темно-серого цвета. Пиджак – из шерстяной камвольной ткани серо-голубого или темно-синего тона, с отложным воротником, центральной бортовой застежкой на три форменные пуговицы. Мужской головной убор имеет вид традиционной форменной фуражки, женский – вид пилотки, которые шьются из той же ткани, что и костюм.

Последней тенденцией в области форменной одежды для работников магистрали стал указ от 2004 года о том, что форменная одежда для персонала, обслуживающего фирменные поезда, должна иметь индивидуальный пошив, учитывая традиции населения того или иного субъекта РФ.

Читайте также  Тяга к частному

Владимир Марюха, Татьяна Ястребова