Как превратить российские вокзалы в европейские дворцы?

Чего пассажир хочет от вокзала? Понятной и доступной информации, быстрой покупки билета, чистоты, безопасности, возможности купить в дорогу что-нибудь вкусное и безвредное для здоровья. Транзитному пассажиру в ожидании своего поезда, наверное, захочется еще пообедать, посмотреть телевизор, привести себя в порядок. Вроде все просто.

Но вот организовать работу вокзала так, чтобы все казалось легко и приятно, совсем непросто. Об этом говорили в своих выступлениях участники международной конференции «Развитие вокзалов России», состоявшейся на прошлой неделе в Москве.

– Именно на вокзале у пассажира возникает первое впечатление от работы всего железнодорожного транспорта, складывается настроение, – отметил на конференции первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. – Концепция развития вокзалов России разрабатывалась с учетом инновационного развития. В идеале современный вокзальный комплекс – не просто сервисное пространство для пассажира, но и средоточие деловой жизни города, торговый и культурный центр, деловой центр с развитой благоустроенной прилегающей инфраструктурой в виде гостиниц, паркингов, удобных автомобильных развязок и прочих атрибутов современного города.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Владимир Клименко обратил внимание на то, что первая железная дорога в России от Санкт-Петербурга до Павловска была самоокупаемой. Строительство вокзалов и гостиниц велось одновременно. Пассажирские здания Царскосельского и Павловского вокзалов использовались не только для размещения пассажиров, но и для их увеселения. Для этого были построены большие залы для балов и концертов, рестораны. Павловский музыкальный вокзал стал центром музыкальной жизни Петербурга.

Открытие ипподрома рядом с Царскосельским вокзалом еще больше оживило движение на железной дороге. В дни проведения скачек или концертов приток публики был так велик, что приходилось пускать дополнительные поезда. Год от года росло и число дачников в районе дороги.

Читайте также  Олег Атьков: "Теперь считать мы будем койко-дни"

А как развивать современный вокзал? Своим мнением поделился на конференции начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов.

– Современный вокзал – это многофункциональный транспортный узел, общественно-деловой центр, насыщенный разнообразными объектами обслуживания: торговля, общественное питание, развлекательные заведения, медицинские и многое, многое другое. Безопасный социальный объект. Комплекс, работающий круглосуточно, 24 часа. Некоторые коллеги называли этот проект «Живой вокзал». Это место активной жизни города, обслуживающее не только пассажиров и перевозчиков, но и жителей города. Это визитная карточка города с информационными службами, системами телекоммуникаций.

Для этого надо создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций. Это может быть и долгосрочная аренда, и совместная деятельность, и доверительное управление, и другие формы, которые предусмотрены законодательством.

Что касается инвестиционной привлекательности вокзалов, то она очевидна. Об этом говорили все зарубежные гости, рассказывая о своем опыте. А старший банкир департамента транспорта Европейского банка реконструкции и развития Жанар Рымжанова уже с трибуны заявила об интересе своего банка к участию в российских проектах в качестве инвестора.

– Сегодня уже реализуется более 30 пилотных проектов, – рассказал Сергей Абрамов. – На вокзалах горьковского направления ведется отработка методологии создания информационно-аналитической системы электронного паспорта вокзала. На примере вокзала во Владимире планируем отработать технологию создания мультимодального пассажирского транспортного узла, объединяющего все виды транспорта с функцией общественно-делового центра.

Идет работа по реализации пилотного проекта по модернизации Курского вокзала Москвы. Здание будет оборудовано современными системами безопасности, информатизации, навигации. Будут созданы обновленные, эффективные зоны торговли, установлены лифты и эскалаторы, созданы условия для передвижения людей с ограниченными возможностями. Сам вокзал, скорее всего, передадут в доверительное управление.

Разрабатывается система зонирования вокзальных площадей с привлечением как российских, так и зарубежных специалистов. До сентября будет проведена работа по оценке всех объектов с учетом наиболее эффективного их использования. Потом пройдут конкурсы на сдачу в аренду вокзальных площадей.

Читайте также  Тарифы стали публичными

Частные инвесторы ускорят перемены. Это показало и выступление Максима Привезенцева, председателя правления корпорации Mirax Group, которая приступила к реконструкции Курского вокзала в Москве.

– Мы вошли в проект 3 марта, – сообщил он, – и планируем завершить модернизацию в первых числах сентября. Практически за полгода освоим инвестиции объемом 30 млн. долларов. Нас консультируют специалисты «Немецких железных дорог», и я думаю, что нам удастся создать комплекс на европейском уровне.

Перемены ожидают и другие вокзалы страны. Зарубежные коллеги рассказывали нашим специалистам, что когда их вокзалы превратились в настоящие дворцы, оттуда практически исчезли бродяги, потому что это не их среда обитания. Это среда обитания культурных, цивилизованных людей.

Прямая речь

Владимир Бланк, и. о. руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

– Представьте себе, что вы приезжаете на Ленинградский вокзал. И у вас сумочка килограммов 20, на руках ребеночек, и вы пытаетесь добраться до такси. Первое, что вас ждет, – 34 ступеньки, замечательные небритые товарищи, предлагающие самого разного рода услуги, от открывания ваших кошельков до перевозки по Москве.

Потом вы пробиваетесь через автостоянку к стоянке такси. Я уже не говорю о том, какие чувства вы испытаете, когда попытаетесь сесть на трамвай. Площадь трех вокзалов – не самая плохая площадь в Москве, но проблема связанности всех видов транспорта стоит сегодня остро. Такая же ситуация в Шереметьеве и на Курском вокзале.

Пока на законодательном уровне не будут введены ограничения на землепользование прилегающих территорий – только исключительно по профилю, связанному с вокзальной функцией, – до тех пор невозможно будет навести порядок ни с бандитами, ни с теми, кто зарабатывает на аренде, используя дырки в законодательстве.

Читайте также  Надежда Бородина: "Соцпакет по принципу кафетерия"

И еще. Запланировано реконструировать 320 вокзалов. Как их проектировать? Первое, с чем мы столкнемся, это отсутствие современных технических норм. Если тот же Ленинградский вокзал, предположим, заключить в бетонный короб, представьте, что будет, если там одновременно затормозят несколько современных локомотивов. Уверяю вас: мобильная связь вырубится, а что будет с кардиостимуляторами, вообще боюсь предположить. Поэтому нужны новые технические нормы для строительства и реконструкции таких сооружений, как вокзальные комплексы.

Цифры

5046 вокзалов на территории России.

10% вокзалов России являются памятниками архитекуры.

Автор: Татьяна Комендант