У компании появилась возможность затормозить старение парка подвижного состава.

2007-й… Непростой год… Словно какой-то злой рок навис над сетью дорог, когда чуть ли не каждый день приносил известие об очередном происшествии. Порой казалось, что уже и не до празднования объявленного на всю страну юбилея Российских железных дорог…

Но постепенно удалось выправить ситуацию с безопасностью движения, а экономические показатели успокоили пессимистов.

За год компания получила 1 триллион рублей дохода. Только вспомогательные работы принесли 11 миллиардов рублей. Установленный советом директоров план по доходам перевыполнен на 6,6 миллиарда рублей.

Своевременная реакция компании на требования рынка в стране позволила не упустить шанс и улучшить большинство показателей в работе. Грузооборот вырос в сравнении с прошлым годом на 7,2 процента, погрузка – на 2,4, а оборот грузового вагона улучшен на 1 час.

С планом погрузки справились все железные дороги, но максимальный рост достигнут на Западно-Сибирской, Свердловской, Южно-Уральской, Северо-Кавказской, Дальневосточной, Горьковской и Юго-Восточной дорогах.

Кроме того, в уходящем году удалось улучшить структуру перевозок, увеличив долю высокодоходных грузов 2-го и 3-го тарифных классов (наибольший прирост по нефтеналивным грузам) и снизив долю погрузки грузов 1-го тарифного класса. Почти на 8 процентов вырос объем перевозок внешнеторговых грузов.

У компании появилась возможность затормозить старение парка подвижного состава. Только локомотивов было закуплено более трехсот, что втрое больше, чем в прошлом году. В следующем – компания планирует модернизировать и закупить 790 локомотивов.

Поставлено более 900 пассажирских вагонов (в прошлом году – 755), свыше 16 тысяч грузовых вагонов (почти в два раза больше, чем в прошлом году), а также 762 вагона для электричек и рельсовых автобусов.

Подписан контракт с немецкой компанией «Сименс АГ» на поставку и сервисное обслуживание 8 высокоскоростных поездов Velaro RUS. Это позволит сократить время в пути между двумя российскими столицами до 3 часов 45 минут.

Началась реализация проекта по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Хельсинки. Французская компания «Альстом», выигравшая тендер на производство скоростных поездов для этого маршрута, в конце ноября запустила производство первого высокоскоростного электропоезда типа «Пендолино».

Читайте также  Выгодная коррекция

На заседании правления все — от зампреда российского правительства Александра Жукова до представителей антимонопольного комитета и налоговой госслужбы — отмечали динамику развития и позитивные результаты работы компании в этом году. «За последние 14 лет мы продемонстрировали самые лучшие показатели», – отметил и Владимир Якунин.

Однако, по мнению президента компании, результаты могли быть лучше. Но не все зависит от железнодорожников.

– Индекс тарифов на перевозки железнодорожным транспортом почти в три раза ниже, чем индекс роста цен в промышленности, – напомнил он. – А в металлургической промышленности разница и того больше. Из-за этих перекосов наши доходы оказались значительно ниже, чем могли бы быть. Железные дороги – регулируемая монополия, а потребляем мы продукцию компаний, которые не подвержены регулированию, и в этом году получилось, что инфляция нас обогнала.

Те же металлурги сегодня ориентированы больше на внешний рынок, и там они свою продукцию реализуют по мировым ценам. А в стране у нас цены на металл даже выше уровня мировых цен. Это ненормально. Мы же неразрывно связаны с металлургами, потому что все – от болта до локомотива – производится из металла. Но если, не дай бог, возникнут проблемы у железнодорожного транспорта, появятся они и у металлургов, потому что в самолете ни на запад, ни на восток металл не повезут.

 Посетовал Владимир Якунин и на то, что законодательство отстает от темпов развития железнодорожной отрасли. По этой причине на семь месяцев было задержано создание Первой грузовой компании, которую президент ОАО «РЖД» назвал «хитом года», подчеркнув тем самым значение факта вхождения новой «дочки» в рынок. По этой же причине не состоялся запланированный на уходящий год выход в самостоятельное плавание 22 вагоноремонтных депо.

Читайте также  Владимир Воробьёв: "Три слагаемых качества"

Много внимания на правлении уделили и внутренним недостаткам, которые отражаются и на производственных показателях, и на обеспечении безопасности движения.

– Редко когда компании сами показывают свои уязвимые точки, – заметил глава холдинга. – Были и у нас разногласия в этом вопросе, но мы приняли решение, что сильному бояться не надо, поэтому все наши недостатки перечислены в годовом отчете.

Многие топ-менеджеры компании использовали расширенное правление как возможность обсудить проблемы. Не обошлось и без взаимных обид и упреков. Начальник департамента безопасности движения Андрей Волков болезненно отреагировал на предложение заменить ревизорскую службу аудитом. Аудитор, по его мнению, только выявляет недостатки, не отвечая за дальнейшие действия, а ревизоры не успокаиваются, пока все недочеты не будут устранены.

Начальник Горьковской железной дороги возмутился тем, что его подчиненные перебегают на соседнюю Московскую дорогу, потому что там зарплата выше, чем вызвал бурную дискуссию в зале…

Однако тон задавали все же мажорные выступления. С большой благодарностью говорили о деятельности железной дороги губернаторы: Иркутской области — Александр Тишанин, Самарской области — Владимир Артяков, Мурманской – Юрий Евдокимов и другие, потому что развитие транспортных артерий помогает всем без исключения регионам поднимать промышленные предприятия, вводить в строй новые объекты. К примеру, без строительства новой железнодорожной ветки к новому месторождению в Мурманской области вряд ли было бы возможно полноценное его освоение.

– Без железной дороги немыслимо развитие промышленности нашей области, – признается мурманский губернатор. – У нас планируется свободная экономическая зона, и те перемены, которые происходят сейчас с транспортным узлом, способны привести к большим доходам.

Иркутский губернатор порадовался тому, что РЖД планируют вкладывать большие средства в развитие БАМа, зону которого он назвал кладовой полезных ископаемых. Губернатор Самарской области Владимир Артяков ненавязчиво намекал, что на их территории очень нужен железнодорожный мост через Волгу.

Читайте также  Складная дирекция

Объем инвестиций в уходящем году был как никогда велик и составил около 259 миллиардов рублей. Это на 36 процентов больше, чем в прошлом году. Значительная часть средств пошла на инвестиционные проекты. На развитие транспортной инфраструктуры Кузбаса, вынос железнодорожной линии Известковая – Чегдомын из зоны затопления Бурейской ГЭС, модернизацию железнодорожной инфраструктуры острова Сахалина (перевод с японской узкоколейки на стандартную российскую колею). А еще – на строительство железнодорожной ветки Карымская – Забайкальск для перевозок нефти в Китай, организацию скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом и ряд других направлений.

Об особой роли железнодорожного транспорта в улучшении экономического состояния страны, и в особенности опережающего его развития, говорил Александр Жуков.

– Год сложился успешно, – считает председатель совета директоров компании. – Произошел рост по всем направлениям: грузообороту, инвестициям, пассажирским перевозкам. Созданы условия для конкуренции по многим направлениям, что является важным этапом выхода компании на рынок.

Начался третий этап реформ, который требует масштабного привлечения инвестиций для развития железнодорожного транспорта и увеличения транзитного потока. А следовательно, нужны долгосрочные и прозрачные правила игры для инвесторов. Проект закона о взаимоотношениях перевозчиков и владельца инфраструктуры находится в работе и будет представлен на рассмотрение новому составу Госдумы.

Впечатляет мощный прорыв компании на международный рынок, ее интеграция в мировую транспортную сеть. В этом году география международных сообщений была расширена до 56 маршрутов. По количеству международных маршрутов с ОАО «РЖД» не может сравниться ни одна европейская железнодорожная компания.

Успешно развиваются и международные грузовые перевозки. Одно из приоритетных направлений в этой области – развитие контейнерных перевозок на евроазиатских маршрутах.

— У железнодорожников разных стран больше того, что их объединяет, чем того, что разъединяет, – заметил Владимир Якунин и добавил с некоторой иронией,- у политиков это иногда наоборот.

Автор: Татьяна Комендант