Выполнение комплекcа антикризисных мер, разработанных в ОАО «РЖД», зависит от усилий каждого работника холдинга
Развитие не остановить
Расширение сфер деятельности холдинга – эффективный способ борьбы с кризисом.
В последнее время большинство организаций и предприятий переходят на режим жесткой экономии – сокращают расходы, оптимизируют кадровый состав. Все это есть и в ОАО «РЖД», но, говоря на селекторе об антикризисных мерах, Владимир Якунин призывал и в нынешних условиях находить возможность для дальнейшего развития холдинга и его взаимоотношений с клиентами.
«Безусловно, – говорил он, – борьба с кризисом – это меры по сокращению собственных затрат. Но не только. Мы развиваем рыночную среду, совершенствуем систему управления, активно реализуем транзитный потенциал».
С учетом сложившейся ситуации компания предоставила грузовладельцам наилучшие условия для сбыта своей продукции. В числе принятых мер – ускорение процедуры оформления заявки на перевозку. Отечественным товаропроизводителям ОАО «РЖД» помогает выходить на новые рынки сбыта.
Владимир Якунин напомнил о стартовавшем в октябре проекте Красноярской железной дороги (ОАО «ТрансКонтейнер» и предприятия лесоперерабатывающей промышленности Красноярского края по перевозке пиломатериалов в контейнерах из Лесосибирска в египетский порт Александрия через порт Ростов). Он подчеркнул, что развитие таких логистических схем открывает новые перспективы в привлечении дополнительных грузопотоков за счет роста объемов контейнерных перевозок.
В ноябре между ОАО «ТрансКонтейнер» и словацкой компанией «Карго» подписан договор об аренде на 15 лет грузового терминала в Добре (Восточная Словакия). В ближайшей перспективе этот терминал планируется использовать для формирования устойчивого контейнеропотока из портов Северной Адриатики в Россию и другие страны СНГ.
Президент компании призвал активизировать борьбу за транзитные перевозки контейнеров, прежде всего через Транссиб. При этом он предложил для привлечения объемов еще раз вернуться к вопросам тарифной политики и при условии жесткого государственного контроля за услугами портовиков, найти взвешенное решение по повышению привлекательности Транссиба.
Экономия началась с аппарата
Компания сокращает численность центрального аппарата и ужесточает систему премирования руководящих работников.
В рамках антикризисных мер координационный совет начальников дорог принял решение о высвобождении не менее 3% персонала, непосредственно не связанного с обеспечением железнодорожных перевозок.
Реализацию внутрикорпоративных мер по снижению издержек руководство компании начало, что называется, с себя. Уже с 1 января будущего года численность центрального аппарата ОАО «РЖД» сократится на 150 человек.
Ужесточена система премирования руководящих работников компании: членов правления, начальников департаментов и их заместителей, начальников железных дорог и других филиалов.
Приостановлены единовременные поощрения работников аппарата управления ОАО «РЖД».
Оптимизирован план подготовки и повышения квалификации руководящего состава компании с общей экономией 24 млн руб.
В 2009 году за счет оптимизации программ обучения, максимального приближения учебы к месту работы и использования системы дистанционного обучения, а также более широкого использования образовательного кредита на обучение, в том числе и на «целевиков», планируется сэкономить еще 1 млрд руб.
Повышение эффективности
Реализация пакета антикризисных мер компании уже дала реальные результаты.
Компания перешла к стратегии максимального использования рыночных возможностей по снижению цен на закупаемые ресурсы. В частности, в ходе переговоров с бизнес-партнерами ОАО «РЖД» добивалось снижения текущего уровня цен на 30% либо их приведения на уровень декабря 2007 года. К 1 декабря эта задача фактически решена.
Общая экономия средств компании в IV квартале текущего года превысит 6,5 млрд руб. А в I квартале 2009 года планируется сэкономить еще более 5,3 млрд руб.
Владимир Якунин обратился к руководителям и работникам филиалов и дочерних предприятий компании с призывом повышать эффективность своей деятельности. Он рассказал, что уже проведена работа по оптимизации затрат на 2009 год по 22 дочерним обществам, которая должна дать эффект около 3,5 млрд руб. А планируемый эффект от повышения доходности их работы составит 3,9 млрд руб.
В бюджеты филиалов на ноябрь-декабрь внесен ряд изменений. С учетом изменения объемов перевозок плановая численность работников филиалов снижена на 6 тыс. человек с соответствующим уменьшением затрат на 700 млн руб. Железным дорогам снижены плановые расходы на топливо и электроэнергию на 5,1 млрд руб. Расходы по капитальному ремонту, выполняемому подрядным способом, снижены более чем на 7 млрд руб. Планируется обеспечить снижение стоимости капитального ремонта подвижного состава в размере от 5 до 14%, а единичную стоимость восстановления пути – не менее чем на 20%.
Сделать всё
Холдингу удалось избежать массового сворачивания инвестиционных программ.
С начала года исполнение инвестиционного бюджета компании составило 82,5% от годовой программы. Это существенно больше, чем за аналогичный период прошлого года (73,5%). А ввод основных фондов увеличен почти втрое и составил около 225 млрд руб.
Президент компании отметил, что в оставшийся до конца года период тоже предстоит напряженная работа – на декабрь запланирован ввод в эксплуатацию объектов в объеме около 118 млрд руб.
До конца года предстоит завершить важнейшие проекты: Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел, организация перевозки нефти в Китай (I этап). Планируется закончить реконструкцию моста через Волгу на участке Инза – Чишмы Куйбышевской дороги, мост через Дон на Юго-Восточной, реконструкцию железнодорожных мостов через Обводный канал на Октябрьской дороге и целый ряд других объектов. Как отметил глава холдинга, для дальнейшего выполнения инвестпрограмм необходимо к концу года обеспечить снижение цен на закупаемую продукцию, при этом предъявлять штрафные санкции к недобросовестным подрядчикам и поставщикам.
Стаж риска
Чаще всего допускают нарушения правил безопасности либо молодые и неопытные машинисты, либо излишне самоуверенные из-за своего значительного опыта работы.
Подводя итоги ноября в сфере безопасности движения, Владимир Якунин отметил, что в минувшем месяце удалось добиться снижения уровня аварийности на 32%. Но при этом было допущено два схода в грузовом движении по вине работников путевого хозяйства и три случая проезда запрещающих сигналов.
Глава компании подметил, что надежнее работают машинисты со стажем работы от 3 до 10 лет (12%). Допускают проезды либо молодые и неопытные (44%), либо те, кто, по его выражению, уже «замастерился» и работает от 10 до 20 и более лет (44%). Три четверти проездов запрещающих сигналов допускают машинисты без класса квалификации и с 3-м классом. Владимир Якунин призвал участников совещания учитывать эти факты при реализации мер по предупреждению проездов.
Практически все железные дороги вошли в работу в зимних условиях, получили свидетельства о готовности хозяйств. Но у президента компании есть претензии к качеству подготовки инфраструктуры, и прежде всего путевого хозяйства. Например, из-за нарушения технологии и отсутствия контроля за качеством выполнения работ по укладке стрелочного перевода 13 ноября на станции Череповец-2 Северной дороги произошел сход подвижного состава в хозяйственном поезде. А на Куйбышевской дороге при проверке станции Раевка еще в октябре сразу после схода пяти вагонов в грузовом поезде было выявлено 24 неисправности, которые устранили только на бумаге – их обнаружила комиссия начальника Башкирского отделения дороги, и 25 неисправностей нашла комиссия начальника дороги. В целом ситуация с обеспечением безопасности движения на Куйбышевской дороге – наихудшая среди всех дорог сети.
Президент компании отметил, что с наступлением отрицательных температур резко возросло количество изломов рельсов: восемь случаев в ноябре против одного в октябре. А в хозяйстве электрификации и электроснабжения в ноябре из-за метеоусловий были случаи массового падения деревьев на линии электропередачи на Северной, Октябрьской, Северо-Кавказской и Горьковской дорогах. Это вызвало значительные сбои в движении поездов. Владимир Якунин обязал главных инженеров дорог внимательнее отслеживать вырубку деревьев на потенциально опасных участках.
Поезда пойдут там, где выгодно
В ноябре компании удалось повысить важнейшие качественные показатели использования подвижного состава. В целом по сети оборот грузового вагона ускорен более чем на 9 часов, производительность локомотива выросла на 33 тыс. ткм брутто, участковая скорость – на 1,8 км/ч.
Глава холдинга доложил участникам селекторного совещания, что для снижения эксплуатационных расходов, повышения качества перевозок проведен комплекс мероприятий технического и технологического характера.В резерв железных дорог и запас ОАО «РЖД» отставлено из эксплуатации свыше 3 тыс. поездных и маневровых локомотивов.
Отменено 405 предупреждений об ограничении скорости движения поездов на участках общей протяженностью 870 км.
Проведено более 685 поездов весом 8000 тонн, это в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. Больше местных грузов стали развозить в первой половине суток. Увеличена протяженность гарантийных участков безопасного проследования вагонов и контейнерных маршрутов.
Содержание рабочего парка вагонов приведено в соответствие с объемами выполняемой работы: в настоящее время в резерв отставлено около 105 тыс. вагонов.
Владимир Якунин сообщил, что компания приступила к оптимизации вагонопотоков на основе экономических критериев.
В частности, маршруты с углем, следующие со станции Нерюнгри назначением на станции западного региона сети, отклонены в обход тепловозного хода Тында – Хани – Тайшет на более дешевый электровозный ход Штурм – Петровский Завод. Сокращение эксплуатационных расходов уже составило более 1,5 млн руб. Работа по переключению вагонопотоков с тепловозных на электрифицированные направления будет продолжаться.
Декабрь ставит задачи
Владимир Якунин выделил основные направления работы для повышения эффективности эксплуатационной работы в декабре.
Первое – обеспечить запланированную погрузку грузов.
Второе – своевременно отставлять в резерв неиспользуемые локомотивы.
Третье – переключать вагонопотоки с тепловозных на электрифицированные направления.
Четвертое – оптимизировать технологию работы и сократить эксплуатационный штат малодеятельных линий и станций.
Пятое – обеспечить увеличение протяженности гарантийных участков безопасного проследования грузовых вагонов, в том числе контейнерных маршрутов.
На зарплате не экономим
Холдинг сохранил высокую динамику роста заработной платы.
В то время когда многие компании решают свои проблемы с помощью массовых сокращений и резкого снижения зарплаты, ОАО «РЖД» делает все возможное для сохранения занятости и социальных гарантий работникам.
Приостановлен только прием в штат новых сотрудников, за исключением выпускников-целевиков и тех, кто вернулся в родной коллектив из армии.
При этом Владимир Якунин подчеркнул, что сохраняется высокая динамика роста заработной платы работников компании.
С 1 ноября в соответствии с Коллективным договором прошла ее очередная индексация.
В ноябре среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, с учетом выплат вознаграждения за преданность компании возросла к прошлогоднему уровню почти на треть и превысила 24 тыс. руб.
В то же время, напомнил президент компании, у всех должно быть ясное понимание, что даже при самом бережном отношении к уровню оплаты и социальной защищенности работников эти показатели определяются финансовыми возможностями холдинга, которые пока только снижаются.
Поэтому в интересах собственного благополучия все сотрудники холдинга – каждый на своем месте – должны прилагать все возможные усилия для повышения эффективности собственного труда и преодоления последствий финансово