Выполнение комплекcа антикризисных мер, разработанных в ОАО «РЖД», зависит от усилий каждого работника холдинга

Развитие не остановить

Расширение сфер деятельности холдинга – эффективный способ борьбы с кризисом.

В последнее время большинство организаций и предприятий переходят на режим жесткой экономии – сокращают расходы, оптимизируют кадровый состав. Все это есть и в ОАО «РЖД», но, говоря на селекторе об антикризисных мерах, Владимир Якунин призывал и в нынешних условиях находить возможность для дальнейшего развития холдинга и его взаимоотношений с клиентами.

«Безусловно, – говорил он, – борьба с кризисом – это меры по сокращению собственных затрат. Но не только. Мы развиваем рыночную среду, совершенствуем систему управления, активно реализуем транзитный потенциал».

С учетом сложившейся ситуации компания предоставила грузовладельцам наилучшие условия для сбыта своей продукции. В числе принятых мер – ускорение процедуры оформления заявки на перевозку. Отечественным товаропроизводителям ОАО «РЖД» помогает выходить на новые рынки сбыта.

Владимир Якунин напомнил о стартовавшем в октябре проекте Красноярской железной дороги (ОАО «ТрансКонтейнер» и предприятия лесоперерабатывающей промышленности Красноярского края по перевозке пиломатериалов в контейнерах из Лесосибирска в египетский порт Александрия через порт Ростов). Он подчеркнул, что развитие таких логистических схем открывает новые перспективы в привлечении дополнительных грузопотоков за счет роста объемов контейнерных перевозок.

В ноябре между ОАО «ТрансКонтейнер» и словацкой компанией «Карго» подписан договор об аренде на 15 лет грузового терминала в Добре (Восточная Словакия). В ближайшей перспективе этот терминал планируется использовать для формирования устойчивого контейнеропотока из портов Северной Адриатики в Россию и другие страны СНГ.

Президент компании призвал активизировать борьбу за транзитные перевозки контейнеров, прежде всего через Транссиб. При этом он предложил для привлечения объемов еще раз вернуться к вопросам тарифной политики и при условии жесткого государственного контроля за услугами портовиков, найти взвешенное решение по повышению привлекательности Транссиба.

Экономия началась с аппарата

Компания сокращает численность центрального аппарата и ужесточает систему премирования руководящих работников.

В рамках антикризисных мер координационный совет начальников дорог принял решение о высвобождении не менее 3% персонала, непосредственно не связанного с обеспечением железнодорожных перевозок.

Реализацию внутрикорпоративных мер по снижению издержек руководство компании начало, что называется, с себя. Уже с 1 января будущего года численность центрального аппарата ОАО «РЖД» сократится на 150 человек.

Ужесточена система премирования руководящих работников компании: членов правления, начальников департаментов и их заместителей, начальников железных дорог и других филиалов.

Приостановлены единовременные поощрения работников аппарата управления ОАО «РЖД».

Оптимизирован план подготовки и повышения квалификации руководящего состава компании с общей экономией 24 млн руб.

В 2009 году за счет оптимизации программ обучения, максимального приближения учебы к месту работы и использования системы дистанционного обучения, а также более широкого использования образовательного кредита на обучение, в том числе и на «целевиков», планируется сэкономить еще 1 млрд руб.

Читайте также  Государство поддержит

Повышение эффективности

Реализация пакета антикризисных мер компании уже дала реальные результаты.

Компания перешла к стратегии максимального использования рыночных возможностей по снижению цен на закупаемые ресурсы. В частности, в ходе переговоров с бизнес-партнерами ОАО «РЖД» добивалось снижения текущего уровня цен на 30% либо их приведения на уровень декабря 2007 года. К 1 декабря эта задача фактически решена.

Общая экономия средств компании в IV квартале текущего года превысит 6,5 млрд руб. А в I квартале 2009 года планируется сэкономить еще более 5,3 млрд руб.

Владимир Якунин обратился к руководителям и работникам филиалов и дочерних предприятий компании с призывом повышать эффективность своей деятельности. Он рассказал, что уже проведена работа по оптимизации затрат на 2009 год по 22 дочерним обществам, которая должна дать эффект около 3,5 млрд руб. А планируемый эффект от повышения доходности их работы составит 3,9 млрд руб.

В бюджеты филиалов на ноябрь-декабрь внесен ряд изменений. С учетом изменения объемов перевозок плановая численность работников филиалов снижена на 6 тыс. человек с соответствующим уменьшением затрат на 700 млн руб. Железным дорогам снижены плановые расходы на топливо и электроэнергию на 5,1 млрд руб. Расходы по капитальному ремонту, выполняемому подрядным способом, снижены более чем на 7 млрд руб. Планируется обеспечить снижение стоимости капитального ремонта подвижного состава в размере от 5 до 14%, а единичную стоимость восстановления пути – не менее чем на 20%.

Сделать всё

Холдингу удалось избежать массового сворачивания инвестиционных программ.

С начала года исполнение инвестиционного бюджета компании составило 82,5% от годовой программы. Это существенно больше, чем за аналогичный период прошлого года (73,5%). А ввод основных фондов увеличен почти втрое и составил около 225 млрд руб.

Президент компании отметил, что в оставшийся до конца года период тоже предстоит напряженная работа – на декабрь запланирован ввод в эксплуатацию объектов в объеме около 118 млрд руб.

До конца года предстоит завершить важнейшие проекты: Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел, организация перевозки нефти в Китай (I этап). Планируется закончить реконструкцию моста через Волгу на участке Инза – Чишмы Куйбышевской дороги, мост через Дон на Юго-Восточной, реконструкцию железнодорожных мостов через Обводный канал на Октябрьской дороге и целый ряд других объектов. Как отметил глава холдинга, для дальнейшего выполнения инвестпрограмм необходимо к концу года обеспечить снижение цен на закупаемую продукцию, при этом предъявлять штрафные санкции к недобросовестным подрядчикам и поставщикам.

Читайте также  Татьяна Надеженкова: Травматизм подкосил пять железных дорог

Стаж риска

Чаще всего допускают нарушения правил безопасности либо молодые и неопытные машинисты, либо излишне самоуверенные из-за своего значительного опыта работы.

Подводя итоги ноября в сфере безопасности движения, Владимир Якунин отметил, что в минувшем месяце удалось добиться снижения уровня аварийности на 32%. Но при этом было допущено два схода в грузовом движении по вине работников путевого хозяйства и три случая проезда запрещающих сигналов.

Глава компании подметил, что надежнее работают машинисты со стажем работы от 3 до 10 лет (12%). Допускают проезды либо молодые и неопытные (44%), либо те, кто, по его выражению, уже «замастерился» и работает от 10 до 20 и более лет (44%). Три четверти проездов запрещающих сигналов допускают машинисты без класса квалификации и с 3-м классом. Владимир Якунин призвал участников совещания учитывать эти факты при реализации мер по предупреждению проездов.

Практически все железные дороги вошли в работу в зимних условиях, получили свидетельства о готовности хозяйств. Но у президента компании есть претензии к качеству подготовки инфраструктуры, и прежде всего путевого хозяйства. Например, из-за нарушения технологии и отсутствия контроля за качеством выполнения работ по укладке стрелочного перевода 13 ноября на станции Череповец-2 Северной дороги произошел сход подвижного состава в хозяйственном поезде. А на Куйбышевской дороге при проверке станции Раевка еще в октябре сразу после схода пяти вагонов в грузовом поезде было выявлено 24 неисправности, которые устранили только на бумаге – их обнаружила комиссия начальника Башкирского отделения дороги, и 25 неисправностей нашла комиссия начальника дороги. В целом ситуация с обеспечением безопасности движения на Куйбышевской дороге – наихудшая среди всех дорог сети.

Президент компании отметил, что с наступлением отрицательных температур резко возросло количество изломов рельсов: восемь случаев в ноябре против одного в октябре. А в хозяйстве электрификации и электроснабжения в ноябре из-за метеоусловий были случаи массового падения деревьев на линии электропередачи на Северной, Октябрьской, Северо-Кавказской и Горьковской дорогах. Это вызвало значительные сбои в движении поездов. Владимир Якунин обязал главных инженеров дорог внимательнее отслеживать вырубку деревьев на потенциально опасных участках.

Поезда пойдут там, где выгодно

В ноябре компании удалось повысить важнейшие качественные показатели использования подвижного состава. В целом по сети оборот грузового вагона ускорен более чем на 9 часов, производительность локомотива выросла на 33 тыс. ткм брутто, участковая скорость – на 1,8 км/ч.

Глава холдинга доложил участникам селекторного совещания, что для снижения эксплуатационных расходов, повышения качества перевозок проведен комплекс мероприятий технического и технологического характера.В резерв железных дорог и запас ОАО «РЖД» отставлено из эксплуатации свыше 3 тыс. поездных и маневровых локомотивов.

Читайте также  Тяжеловозов на сети РЖД стало больше

Отменено 405 предупреждений об ограничении скорости движения поездов на участках общей протяженностью 870 км.

Проведено более 685 поездов весом 8000 тонн, это в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. Больше местных грузов стали развозить в первой половине суток. Увеличена протяженность гарантийных участков безопасного проследования вагонов и контейнерных маршрутов.

Содержание рабочего парка вагонов приведено в соответствие с объемами выполняемой работы: в настоящее время в резерв отставлено около 105 тыс. вагонов.

Владимир Якунин сообщил, что компания приступила к оптимизации вагонопотоков на основе экономических критериев.

В частности, маршруты с углем, следующие со станции Нерюнгри назначением на станции западного региона сети, отклонены в обход тепловозного хода Тында – Хани – Тайшет на более дешевый электровозный ход Штурм – Петровский Завод. Сокращение эксплуатационных расходов уже составило более 1,5 млн руб. Работа по переключению вагонопотоков с тепловозных на электрифицированные направления будет продолжаться.

Декабрь ставит задачи

Владимир Якунин выделил основные направления работы для повышения эффективности эксплуатационной работы в декабре.

Первое – обеспечить запланированную погрузку грузов.

Второе – своевременно отставлять в резерв неиспользуемые локомотивы.

Третье – переключать вагонопотоки с тепловозных на электрифицированные направления.

Четвертое – оптимизировать технологию работы и сократить эксплуатационный штат малодеятельных линий и станций.

Пятое – обеспечить увеличение протяженности гарантийных участков безопасного проследования грузовых вагонов, в том числе контейнерных маршрутов.

На зарплате не экономим

Холдинг сохранил высокую динамику роста заработной платы.

В то время когда многие компании решают свои проблемы с помощью массовых сокращений и резкого снижения зарплаты, ОАО «РЖД» делает все возможное для сохранения занятости и социальных гарантий работникам.

Приостановлен только прием в штат новых сотрудников, за исключением выпускников-целевиков и тех, кто вернулся в родной коллектив из армии.

При этом Владимир Якунин подчеркнул, что сохраняется высокая динамика роста заработной платы работников компании.

С 1 ноября в соответствии с Коллективным договором прошла ее очередная индексация.

В ноябре среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, с учетом выплат вознаграждения за преданность компании возросла к прошлогоднему уровню почти на треть и превысила 24 тыс. руб.

В то же время, напомнил президент компании, у всех должно быть ясное понимание, что даже при самом бережном отношении к уровню оплаты и социальной защищенности работников эти показатели определяются финансовыми возможностями холдинга, которые пока только снижаются.

Поэтому в интересах собственного благополучия все сотрудники холдинга – каждый на своем месте – должны прилагать все возможные усилия для повышения эффективности собственного труда и преодоления последствий финансово