За восемь месяцев более 50 тысяч локомотивов снимали с эксплуатации на неплановый ремонт. Это на 7,7 процента больше, чем в прошлом году.

На последнем селекторе президент компании Владимир Якунин особое внимание уделил теме безопасности движения поездов.

Мина замедленного действия

Любой недочет в работе железнодорожников при определенном стечении обстоятельств может сработать как мина замедленного действия, и тогда жди беды. В этом году обстоятельства складывались явно против работников железных дорог, а недочетов, к сожалению, было более чем достаточно. Оттого и кривая сходов в первой половине года рванула вверх.

С начала года на дорогах произошло более 17 тысяч отказов технических средств, что привело к задержкам грузовых поездов. Только на Свердловской дороге за этот период было задержано 12190 поездов, на Куйбышевской – 9280, на Южно-Уральской – 5120, на Восточно-Сибирской – 4400, на Западно-Сибирской – 3640, на Горьковской – 3230. За восемь месяцев текущего года более 50 тысяч локомотивов снимали с эксплуатации на неплановый ремонт. Это на 7,7 процента больше, чем в прошлом году.

– В связи с неблагополучной обстановкой с безопасностью движения с 12 июля по 12 августа на сети действовал особый режим работы руководителей и ревизорско-инструкторского состава, – напомнил Владимир Якунин. – За месяц удалось выявить 377 тысяч недостатков и замечаний. На сегодняшний день около 100 тысяч из них еще не устранены, поэтому на наиболее проблемных дорогах – Северной, Куйбышевской, Горьковской и Свердловской – особый режим работы продлен до 12 сентября.

В августе произошло семь сходов подвижного состава в грузовых поездах: четыре на Свердловской дороге, два на Северной и один на Забайкальской. Кроме того, допущено отправление поезда по неготовому маршруту и два проезда запрещающего показания светофора: 20 августа на станции Невьянск Свердловской дороги и 24 августа на станции Черепаново Западно-Сибирской магистрали (в обоих случаях машинисты грубо нарушили свои должностные обязанности).

Выросло количество браков почти на половине дорог – на Октябрьской, Московской, Южно-Уральской, Забайкальской, Западно-Сибирской, Свердловской и Калининградской. По-прежнему лидирует по количеству брака локомотивное хозяйство – 56 процентов от общесетевого показателя.

Читайте также:  Пассажиропоток

Увеличилось количество порч локомотивов в пассажирских поездах на восьми железных дорогах, в том числе на Октябрьской, Горьковской и Юго-Восточной. На пяти железных дорогах допущен рост неисправностей локомотивов с задержкой поезда более часа: на Южно-Уральской – в 6 раз, на Забайкальской – почти в два раза. На станции Сухиничи Московской дороги 19 августа из-за разрушения подшипника полого вала на три часа был задержан скорый поезд № 1 сообщением Москва – Киев.

Не стабилизировалось, на взгляд президента, и положение с перевозками. В этом году допущены авария и семь особых случаев брака: отправление поезда по неготовому маршруту, три ухода вагонов, сход в поезде, перевод стрелки под поездом. Вместо выводов – очередное происшествие: 16 августа дежурный по станции Зубарево Читинского отделения Забайкальской дороги отправил поезд на занятый перегон Зубарево – Урульга, который был закрыт, там шли ремонтные работы. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств удалось избежать тяжелых последствий.

Были в августе и случаи нарушения безопасности движения, когда одни работники плохо отремонтировали технические средства, а другие не обратили на это внимания при приемке их в постоянную эксплуатацию. К примеру, на станции Москва-пассажирская-Курская 5 августа при отправлении поезда из-за несоответствия состояния контактной сети нормативным параметрам произошел «вылет» токоприемника с последующим изломом трех токоприемников и обрывом контактного провода. Это привело к остановке движения по горьковскому ходу.

Озабоченность Владимира Якунина вызвало и то обстоятельство, что даже серьезные происшествия на дороге не способны повысить ответственность отдельных служб и специалистов. У всех еще свежо в памяти столкновение пассажирского поезда с грузовым составом на Юго-Восточной дороге. Одной из главных причин наезда стало нарушение в работе телемеханики, существовавшее больше года. После происшествия департамент автоматики и телемеханики разработал меры по срочному устранению всех несоответствий и недочетов. Однако уже после реализации этих мер продолжали выявляться опасные недоработки.

Читайте также:  Цифры

К примеру, после проведенных работ на станции Решоты Красноярской дороги с осени прошлого года была не заперта на маршруте стрелка № 16, что создавало возможность в любой момент перевести ее с пульта управления перед идущим поездом. За это время через стрелку прошли свыше 14 тысяч поездов, в том числе 5 тысяч пассажирских!

8 августа на перегоне Шелекса – Плесецкая Северной дороги автоматика не выявила сход вагонов в грузовом поезде и не перекрыла входной светофор. Поезд с сошедшими вагонами въехал прямо на стацию.

Владимир Якунин напомнил, что компания выполняет свои обязательства перед работниками. Среднемесячная зарплата железнодорожников, занятых на перевозках, в августе составила 17765 рублей. Это почти на 9 процентов выше уровня прошлого года. А производительность труда за этот же период выросла только на 4,5 процента. Экономически обоснованное соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда обеспечили только Приволжская и Забайкальская дороги.

– Такая ситуация абсолютно нетерпима, – заявил президент компании. – Мы сознательно пошли на введение новой корпоративной системы оплаты труда и ускорение роста заработной платы. Но это должно подкрепляться повышением эффективности труда и обеспечением безопасности движения подвижного состава, а не идти вразрез с растущей зарплатой.

Кто объявил войну дороге?

На август пришлось самое тяжелое происшествие последних месяцев – умышленный подрыв пассажирского поезда.

– События, произошедшие 13 августа на перегоне Бурга – Малая Вишера Октябрьской дороги, стали для нас серьезной проверкой, – сказал Владимир Якунин. – В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов скоростного пассажирского поезда № 166 сообщением Москва – Санкт-Петербург. Работа всех служб, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии, заслуживает положительной оценки. Особо отмечу действия поездной бригады под руководством начальника поезда Игоря Николаевича Болдырева и машиниста локомотива Алексея Геннадьевича Федотова. Эти люди не растерялись, действовали быстро и слаженно, оперативно организовали помощь пассажирам. Спасибо всем работникам ОАО «РЖД», которые участвовали в устранении последствий схода и восстановительных работах.

Читайте также:  Павел Субботин: "Экономия – лучшее средство против кризиса"

Однако президент компании напомнил и о том, что эта авария показала существенные недоработки. Например, отсутствие надежной системы связи начальника пассажирского поезда с диспетчерским аппаратом в пути следования. Это не дает возможности в критических ситуациях своевременно информировать пассажиров о причинах длительных задержек и дальнейшем пути следования, чтобы предотвратить беспокойство, а порой и панику в поездах.

О террористическом акте на Октябрьской дороге сообщили все средства массовой информации, его расследованием занимается Генеральная прокуратура России. А есть еще масса фактов, о которых по большей части знают только сами железнодорожники, но которые практически каждодневно создают реальную угрозу здоровью и жизни пассажиров.

С начала года выявлено около 1300 актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. Произошло 72 случая разоборудования железнодорожных путей и 614 – технических средств. На рельсах за это время были обнаружены 472 посторонних предмета. Зафиксировано 33 случая посягательства на жизнь железнодорожников при исполнении ими служебных обязанностей.

Целый арсенал оружия обнаружен на разных объектах железнодорожного транспорта: 2 тысячи патронов, 72 единицы огнестрельного оружия, 48 снарядов, 30 гранат, 13 мин и одна бомба, а также радиоактивные и отравляющие вещества. Совместно с органами внутренних дел на транспорте работники РЖД задержали за противоправные действия, в том числе с признаками террористического характера, 246 человек. Возбуждено 80 уголовных дел.

– К сожалению, действующее законодательство не дает должной оценки противоправным действиям, совершаемым на объектах железнодорожного транспорта, – сетует Владимир Якунин. – За многие нарушения полагаются только незначительные штрафы, тогда как их возможные последствия – это гибель людей и огромный материальный ущерб.

Например, в этом году на железнодорожные пути были положены 5 тормозных башмаков, и по всем этим случаям органы внутренних дел вынесли постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по причине «малозначительности»! На дороге нет мелочей, все должно быть подчинено обеспечению безопасности движения, безопасности пассажиров.

Татьяна Комендант