Глава департамента соцразвития ОАО «РЖД» считает, что некоторые дороги несут неоправданные расходы по содержанию неиспользуемых объектов социальной сферы.

Департамент развития социальной сферы в ОАО «РЖД» был создан полтора года назад – чтобы навести порядок в сложном хозяйстве и сократить необоснованные затраты на «социалку». Свою задачу руководитель департамента Андрей Быков видит в том, чтобы оптимизировать расходы на непроизводственную сферу без ущерба для социальной политики компании.

–  Содержать социалку – это функция государства, поэтому мы сейчас стремимся к тому, чтобы оставлять у себя только самое необходимое, – пояснил Андрей Валерьянович. – Исключение составляют поселки, где компактно проживают железнодорожники и нет муниципальных объектов. Там мы будем по-прежнему содержать и поддерживать социальные объекты.  

– Насколько сократилось количество объектов социальной сферы за последние годы?

– В 95-м их было 1600, осталось 871. Из них 256 спортивных сооружений – стадионы, спортивные площадки и залы, бассейны. Еще больше дворцов и домов культуры, клубов, библиотек… Часть объектов культуры и спорта были переданы муниципалитетам вместе с жильем. Как правило, ветхие, требующие колоссальных вложений. Мы договариваемся с муниципалитетами, они их забирают, чтобы восстановить и использовать по назначению. А железнодорожники точно так же, как и раньше, смогут посещать их. Те объекты, которые остались в нашем ведении, сейчас приводим в порядок. Сегодня мы практически воссоздаем заново объекты спортивного общества «Локомотив». Надо возрождать его былую славу.

– На пленуме Роспрофжела представитель Петербурга с гордостью говорил о том, что они у себя сохранили большинство объектов социальной сферы и не собираются с ними расставаться…

 – Некоторым дорогам – Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Забайкальской – действительно в большей степени удалось сохранить социальные объекты. Но вот выиграли ли они от этого – большой вопрос. На Свердловской железной дороге порядка 30 процентов объектов не используется, поэтому они несут неоправданные расходы. На Московской дороге – 26 процентов неиспользуемых объектов, на Горьковской – 25 процентов и так далее.

Читайте также  Обновили вокзал в Нижнем

Есть детские лагеря отдыха, которые не соответствуют нормам, мы не можем принимать там детей. Около 43 процентов лагерей – деревянно-засыпные строения временного типа, при этом некоторые из них существуют уже более 75 лет. Они находятся за Уралом, это бывшие лагеря для заключенных. Их нельзя использовать, а они числятся у нас на балансе. В целом доля неблагоустроенных детских лагерей составляет 69 процентов, частично благоустроенных – 17 процентов и только 14 процентов – благоустроенных. От убыточных нам надо избавляться, а остальные приводить в порядок.

На содержание социальной сферы мы тратим около 6 миллиардов рублей в год. Еще при МПС были приведены в порядок несколько санаториев – кисловодский «Долина нарзанов», сочинские «Черноморье» и «Мыс Видное», «Октябрьский», «Аквамарин», «Зеленый гай». Там прошла мощная реконструкция, только названия остались старые, а все остальное новое – современные технологии, отделочные материалы. Это ультрасовременные оздоровительные объекты, которые пользуются большой популярностью у железнодорожников.

Построено несколько знаковых объектов – это хоккейный стадион на 11 тысяч зрителей в Ярославле и стадион «Локомотив» в Черкизово. В Новосибирске – детская железная дорога. Сейчас вместе с правительством Татарстана строится малая железная дорога, а на Октябрьской дороге проектируется малая детская железная дорога от Петербурга до Царского Села. Детским железным дорогам сейчас уделяется повышенное внимание, и мы поставили себе задачу привести их в порядок.

 – Есть какие-то социальные объекты, которые окупают себя?

 – С учетом социально-технологического заказа дворцы культуры железнодорожников в крупных городах практически себя окупают. А также санатории, профилактории и некоторые детские лагеря. Общая направленность такая, что нужно минимизировать расходы и увеличивать доход.

 – На профсоюзном пленуме чувствовалось сопротивление тому, что надо переходить на самоокупаемость…

Читайте также  Машины времени

– Я там говорил, что мы все должны участвовать в создании добавочной стоимости компании. Вопрос самоокупаемости стоит с учетом социально-технологического заказа, потребности РЖД в этих услугах. Научиться жить по бюджету – это трудно, это не нравится. А потому легче прикрываться какими-то лозунгами: «мы привыкли», «у нас всегда это было», «мы это хотим», «это обязанность РЖД»… Ну какой, например, смысл в тех пионерских лагерях, которые не используются? 

Задача на этот год – научиться жить по бюджету. А следующий уровень –  заниматься человеческими ресурсами. Потому что социальная сфера – это приложение к работе с кадрами. За счет социальной политики, за счет соцпакета решается вопрос обеспечения компании кадровыми ресурсами. В компании принята и действует стратегия развития кадрового потенциала, и в ней отведена определенная роль нашему департаменту.

Беседовала Татьяна Комендант