Проект отраслевого соглашения урегулирует отношения между работодателями и работниками.
В минувшем году было создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта. О его деятельности мы попросили рассказать руководителя объединения Алексея ПЕТРОВА.
– В связи с чем возникла новая организация – объединение работодателей?
– Объединение необходимо для того, чтобы регулировать отношения, согласовывать интересы работников и работодателей. А это означает, что должны быть учтены и взаимоувязаны интересы всех работников и финансовые возможности работодателей – организаций железнодорожного транспорта – и ОАО «РЖД», и созданных им дочерних акционерных обществ.
Но дочерние общества – самостоятельные юридические лица, их деятельность регулируется внутренними документами. В том числе и вопросы, связанные с льготами и гарантиями, которые были у людей в РЖД. А одним из условий реформирования было их сохранение.
– А что, вновь образованные работодатели норовят сократить социальную часть?
– Нет, просто им жизнь диктует свои правила. То, что применимо для ОАО «РЖД», не всегда подходит для любого из дочерних обществ, не говоря уже о других участниках железнодорожной деятельности.
– А что может не подходить, например?
– Ну, например, еще со времен МПС России существует норма, что при увольнении работника впервые в связи с уходом на пенсию выплачивается единовременное поощрение, размер которого зависит от стажа работы. Где-то они выплачиваются в одних размерах, где-то – в других. При этом в одной организации за измеритель принимается среднемесячный заработок, а в другой – должностной оклад, но в любом случае такая гарантия должна быть сохранена, хотя ее величина зависит от финансовых возможностей организации.
Или, к примеру, социальные гарантии неработающим пенсионерам – один из сложнейших вопросов. До создания дочерних акционерных обществ на ветеранском учете в РЖД находилось порядка 800 тысяч пенсионеров, гарантии которым закреплены различными нормативными актами ранее МПС России, сейчас ОАО «РЖД». И хотелось бы, чтобы за передаваемыми на ветеранский учет в дочерние общества пенсионерами были закреплены определенные гарантии.
– Каким образом дочернее общество должно брать этих людей на свой «баланс»?
– При создании «дочек» в их бизнес-планах предусматриваются и социальные гарантии неработающим пенсионерам, которые раньше трудились и создавали ту материально-техническую базу, то имущество, которое закрепляется сегодня в уставном капитале дочерних обществ.
– Иными словами, это те люди, которые в свое время создавали базу для тех, кто сейчас работает в дочернем обществе?
– Совершенно верно. За свой труд люди имеют право на определенную помощь, находясь и на заслуженном отдыхе. Но такой практики в условиях обычного хозяйствования нет.
– То есть существует юридический пробел?
– Просто юридически это никак и нигде не описано. Право самого работодателя устанавливать те или иные гарантии, ту меру социальной ответственности перед обществом, которую он на себя принимает. У нас на железнодорожном транспорте это сохранено, пенсионеры распределены среди ОАО «РЖД» и дочерних обществ и получают определенную поддержку.
Это касается не только ежемесячной материальной помощи через отраслевой благотворительный фонд «Почет». Кроме этого, гарантируется медицинская помощь, право бесплатного проезда и другие социальные гарантии. И в праздники ветеранов не забывают.
Или возьмем норму обеспечения бытовым топливом. Если у нас топливо получают более двухсот тысяч человек в отрасли, то половина из них – это пенсионеры. Они проживают в домах, где нет централизованного отопления или дома не газифицированы. Они жизненно нуждаются в обеспечении бытовым топливом. Соответственно им создаются льготные условия по обеспечению топливом, и от этой нормы никто не уходит. Конечно, там, где люди живут в других условиях, эту норму не включают в договор.
Считаю, что если есть какая-то норма в ОАО «РЖД», то она должна иметь место и в дочерних обществах, но будет меняться с учетом особенностей хозяйствования дочернего общества.
– А вот как?
– Вопрос дискуссионный, и многие вещи подлежат обсуждению. Сейчас в стадии завершения процесс коллективных переговоров с Роспрофжелом по выработке проекта Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта.
Это – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателями и работниками организаций железнодорожного транспорта.
В частности, будет урегулирован весь набор социальных гарантий как для работников и членов их семей, так и для неработающих пенсионеров – ветеранов железнодорожного транспорта.
Основная идея соглашения – создать единые условия труда и социальные гарантии для работников железнодорожной отрасли. А работодатели, входящие в объединение, руководствуясь этим соглашением, будут их закреплять в коллективных договорах.
Мы включаем в проект соглашения тот минимум обязательных гарантий, который должен быть во всех организациях-работодателях. Охрана труда и условия труда – важнейший вопрос, он тоже отражен в соглашении. Молодежная программа, которая существует в РЖД, тоже найдет здесь свое отражение.
Не секрет, что у нас существует нехватка квалифицированных кадров. Если мы будем создавать для них условия, способствовать их закреплению, то они будут видеть перспективу. Одна из задач объединения – выработать такие условия, при которых не было бы текучести кадров.
– А может дочернее предприятие сказать: а вот мы введем еще такую льготу, чтобы к нам народ пошел?
– Конечно, любой работодатель может это сделать при наличии финансовых возможностей. Тут надо исходить из баланса интересов. С одной стороны – не опустить планку тех гарантий, которые существовали у работника до этого, и с другой – не ухудшить при этом финансовое положение работодателя. Так, чтобы организация могла вкладывать в развитие, больше зарабатывать и уже на этой основе повышать уровень зарплаты, добавлять социальные гарантии.
– А вам не кажется, что вообще-то все решается просто – платить человеку достойную зарплату, а все остальное он будет решать сам?
– У работника есть гарантированная зарплата, она в любом случае не должна уменьшаться и должна расти адекватно повышению производительности труда. А уж какая и сколько – зависит от результатов работы предприятия, его хозяйственной деятельности.
Конечно, каждый хочет работать в хороших условиях, с хорошей зарплатой, не считаясь с тем, какое финансовое положение у его предприятия. Но каждый работник должен понимать, что все это зависит, в том числе, и от того, насколько эффективно трудится он сам.
Можно, конечно, потребовать повысить зарплату в два раза, но вопрос, где взять на это средства. Сегодня надо заложить основы правильных взаимоотношений.
Автор: Татьяна Комендант