Проект отраслевого соглашения урегулирует отношения между работодателями и работниками.

В минувшем году было создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта. О его деятельности мы попросили рассказать руководителя объединения Алексея ПЕТРОВА.

– В связи с чем возникла новая организация – объединение работодателей?

– Объединение необходимо для того, чтобы регулировать отношения, согласовывать интересы работников и работодателей. А это означает, что должны быть учтены и взаимоувязаны интересы всех работников и  финансовые возможности  работодателей – организаций железнодорожного транспорта – и ОАО «РЖД», и созданных им дочерних акционерных обществ.

Но дочерние общества – самостоятельные юридические лица, их деятельность регулируется  внутренними документами. В том числе и вопросы, связанные с льготами и гарантиями, которые были у людей в РЖД. А одним из условий реформирования было их сохранение.

– А что, вновь образованные работодатели норовят сократить социальную часть?

– Нет, просто им жизнь диктует свои правила. То, что применимо для ОАО «РЖД», не всегда подходит для любого из дочерних обществ, не говоря уже о других участниках железнодорожной деятельности.

– А что может не подходить, например?

– Ну, например, еще со времен МПС России существует норма, что при увольнении работника впервые в связи с уходом на пенсию выплачивается единовременное поощрение, размер которого  зависит от стажа работы. Где-то они выплачиваются в одних размерах, где-то – в других. При этом в одной организации за измеритель принимается среднемесячный заработок, а в другой – должностной оклад, но в любом случае такая гарантия должна быть  сохранена, хотя ее величина зависит от финансовых возможностей организации.

Читайте также:  Премьер-министр России о развитии транспорта

Или, к примеру, социальные гарантии  неработающим пенсионерам – один из сложнейших вопросов.  До создания дочерних акционерных обществ  на ветеранском учете в  РЖД  находилось  порядка 800 тысяч пенсионеров, гарантии которым закреплены различными нормативными актами ранее МПС России, сейчас ОАО «РЖД».  И хотелось бы, чтобы за передаваемыми на ветеранский учет в дочерние общества пенсионерами были закреплены определенные гарантии.

– Каким образом дочернее общество должно брать этих людей  на свой «баланс»?

– При  создании «дочек» в их бизнес-планах предусматриваются и социальные гарантии неработающим пенсионерам, которые раньше трудились и создавали ту материально-техническую базу, то имущество, которое закрепляется сегодня в уставном капитале дочерних обществ.

– Иными словами, это те люди, которые в свое время создавали базу для тех, кто сейчас работает в дочернем обществе?

– Совершенно верно. За свой труд люди имеют право на определенную помощь, находясь и на заслуженном отдыхе. Но такой практики в условиях обычного хозяйствования нет.

– То есть существует юридический пробел?

– Просто юридически это никак и нигде не описано. Право самого работодателя устанавливать те или иные гарантии, ту меру социальной ответственности перед обществом, которую он на себя принимает. У нас на железнодорожном транспорте это сохранено, пенсионеры распределены среди ОАО «РЖД» и дочерних обществ и получают определенную поддержку.

Это касается не только ежемесячной материальной помощи через отраслевой благотворительный фонд «Почет». Кроме этого, гарантируется медицинская помощь, право бесплатного проезда и другие социальные гарантии. И в праздники ветеранов не забывают.

Или возьмем норму обеспечения бытовым топливом. Если у нас топливо получают более двухсот тысяч человек в отрасли, то половина из них – это пенсионеры. Они проживают  в  домах, где нет централизованного отопления или дома не газифицированы. Они жизненно нуждаются в обеспечении бытовым топливом.  Соответственно им создаются льготные условия по обеспечению топливом, и от этой нормы никто не уходит. Конечно, там, где люди живут в других условиях, эту норму не включают в договор.

Читайте также:  Объём перевозок увеличился

 Считаю, что если есть какая-то норма в ОАО «РЖД», то она должна иметь место и в дочерних обществах, но будет меняться с учетом особенностей хозяйствования дочернего общества.

– А вот как?

– Вопрос дискуссионный, и многие вещи подлежат обсуждению. Сейчас в стадии завершения процесс коллективных переговоров с Роспрофжелом по выработке проекта Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта.

Это – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между  работодателями и работниками организаций железнодорожного транспорта.

В частности, будет урегулирован весь набор социальных гарантий как для  работников и членов их семей, так и для неработающих пенсионеров – ветеранов железнодорожного транспорта.

Основная идея соглашения – создать единые условия труда и социальные гарантии для работников железнодорожной отрасли. А работодатели, входящие в объединение, руководствуясь этим  соглашением, будут их закреплять в коллективных договорах. 

Мы включаем в проект соглашения тот минимум  обязательных гарантий, который должен быть во всех организациях-работодателях. Охрана труда и условия труда – важнейший вопрос, он тоже отражен в соглашении. Молодежная программа, которая существует в РЖД, тоже найдет здесь свое отражение.

Не секрет, что у нас существует нехватка квалифицированных кадров. Если мы будем создавать для них условия, способствовать их закреплению, то они будут видеть перспективу. Одна из задач объединения – выработать такие условия, при которых не было бы текучести кадров.

Читайте также:  Традиционные методы себя исчерпали

– А может дочернее предприятие сказать: а вот мы введем еще такую льготу, чтобы к нам народ пошел?

– Конечно, любой работодатель может это сделать при наличии финансовых возможностей. Тут надо исходить из баланса интересов. С одной стороны – не опустить планку тех гарантий, которые существовали у работника до этого, и с другой – не ухудшить при этом финансовое положение работодателя. Так, чтобы организация могла вкладывать в развитие, больше зарабатывать и уже на этой основе повышать уровень зарплаты, добавлять социальные гарантии.

– А вам не кажется, что вообще-то все решается просто – платить человеку достойную зарплату, а все остальное он будет решать сам?

– У работника есть гарантированная зарплата, она в любом случае не должна уменьшаться  и должна расти адекватно повышению производительности труда. А уж какая и сколько – зависит от результатов работы предприятия, его хозяйственной деятельности.

Конечно, каждый хочет работать в хороших условиях, с хорошей зарплатой, не считаясь с тем, какое финансовое положение у его предприятия. Но каждый работник должен понимать, что все это зависит, в том числе, и от того, насколько эффективно трудится он сам.

Можно, конечно, потребовать повысить зарплату в два раза, но вопрос, где взять на это средства. Сегодня надо заложить основы правильных взаимоотношений.

Автор: Татьяна Комендант