Лучшие рацпредложения и изобретения будут внедрять на всей сети РЖД.

30 июля в Москве соберутся на конференцию победители и лучшие организаторы соревнования изобретателей и рационализаторов компании. О техническом творчестве железнодорожников нашему корреспонденту рассказал заместитель начальника управления по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» Александр Ашихин.

– Не выглядит ли движение рационализаторов и изобретателей на фоне рыночных отношений анахронизмом, пережитком социализма?

– Напротив, это замечательно, что ОАО «РЖД» сохранило реальную поддержку технического творчества работников.

Когда распадался Советский Союз, на предприятиях стала разваливаться и система работы с рационализаторами и изобретателями. Остались лишь энтузиасты, которые потихонечку и до настоящего времени работают. И это хорошо, потому что не развивать творческую активность на предприятии – это преступление.

Сегодня, когда ставится вопрос об инновационном развитии страны, творческую активность работников ОАО «РЖД» необходимо поднимать на более высокий уровень.

Поэтому еще в апреле прошлого года в компании разработали на ближайшие пять лет тематический план научно-технической и рационализаторской деятельности. Он включает наиболее актуальные темы, на разработку которых направят творческий поиск рабочих и инженерно-технического корпуса всех подразделений компании. Но это нужно делать с учетом и материальной заинтересованности, потому что каждый человек хочет знать, что он получит при реализации его предложения. И ничего предосудительного в этом нет. Это нормальные рыночные отношения. Да и о каком пережитке можно говорить, если экономический эффект от использования рационализаторских предложений в компании в прошлом году, в разгар кризиса, составил порядка 757,5 млн руб.

– На каких дорогах эта работа поставлена лучше, а где – хуже?

– На мой взгляд, пока выделять какие-то дороги преждевременно. Надо сначала полноценно наладить эту работу. Мы планируем перевести вопросы рационализации на более высокий уровень, поскольку есть такие предложения, которые можно охарактеризовать как полезную модель и получить на это изобретение патент, который действует 12 лет. При этом его можно учитывать как нематериальный актив. А их наличие говорит о том, как компания живет, что она думает о будущем. Чем больше нематериальных активов, тем компания успешнее, поскольку у нее есть задел, который можно и нужно использовать. Кроме того, есть и экономические преимущества. Но это отдельный вопрос, и мы его обсудим на конференции. Самое главное, что народ на дорогах хорошо к этому относится. Хотелось бы поблагодарить всех, кто этим занимается, кто организует работу рационализаторов и изобретателей на предприятиях.

Читайте также  Праздник намечен на осень

– Какие из рационализаторских предложений, представленных на конкурс ОАО «РЖД» в этом году, самые яркие?

– Ну вот, к примеру, совместное рацпредложение слесаря-сантехника Уссурийской дистанции гражданских сооружений Андрея Борщенко и ведущего инженера Дирекции по тепловодоснабжению Дальневосточной железной дороги Татьяны Войтюк «Приспособление для устранения порывов чугунных труб». Раньше у дежурной бригады слесарей-сантехников даже с применением грузоподъёмных механизмов на замену негодных чугунных труб в случае аварийного порыва уходило не менее трех дней. Авторы рацпредложения усовершенствовали этот процесс, и теперь подача воды возобновляется в течение нескольких часов. А экономический эффект от внедрения рацпредложения составляет более 300 тыс. руб. в год.

Очень интересен «Способ обнаружения дефектов в датчиках устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС)», который предложили начальник участка Спасск-Дальненской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Александр Коноваленко и главный инженер этой же дистанции Александр Панченко.

Их изобретение позволяет повысить надежность датчиков и исключить ущерб от задержек поездов при их ложных срабатываниях. Ведь скрытые дефекты приводят к нарушению конструкции датчика, а значит, к ложному срабатыванию системы. Для определения дефектов рационализаторы предложили использовать магнитопорошковый дефектоскоп. Технология проста: датчик смачивается водным раствором железного порошка и помещается в намагничивающей установки. В результате на поверхности детали появляются локальные магнитные полюсы, притягивающие частицы магнитного порошка, и место дефекта становится очевидным.

– Магистрали используют рацпредложения друг друга?

– Ежегодно выпускаются сборники рационализаторских предложений, и мы их рассылаем по дорогам. К сожалению, пока обратной связи не существует, и мы не знаем, как эти рацпредложения реализуются на других магистралях. Сейчас начинаем налаживать обратную связь.

– Насколько активно участвует в техническом творчестве молодежь компании?

Читайте также  Точный диагноз

– В прошлом году, по сравнению с предыдущим, количество молодых авторов, подавших рацпредложения, увеличилось на 6%, а внедренных предложений – на 7%. Экономический эффект от поданных ими рацпредложений вырос на 15%. Очевидно, что интерес молодежи к техническому творчеству растет, ведь в компании созданы для этого все условия.

Автор: Татьяна Комендант